Новое имя, новая жизнь
Хуан Грис, «Гитара и фруктовая ваза на столе» (1918). Фото: WikiArt
Творческий путь будущего художника начался в родном Мадриде: там он учился в школе искусств и ремесел, правда, по направлению инженерии. Не успев окончить образовательное учреждение, он приступил к практике: на протяжении двух лет юноша создавал иллюстрации для периодических изданий в шуточно-грациозном стиле ар-нуво. С 1904 по 1905 год Хосé берет уроки у своего тезки, знаменитого живописца Хосé
Морéно Карбонéро, и принимает два судьбоносных решения: взять творческий псевдоним «Хуáн Грис» и уехать во Францию. Не раздумывая долго, в 1906 году Грис отправляется в Париж.
Не имей 100 рублей
Хуан Грис, «Чайные чашки» (1914). Фото: WikiArt
В столице Франции Хуáн Грис знакомится с местной артистической богемой — поэтом Гийо́мом Аполлине́ром, Максом Жако́бом, художниками Ферна́ном Леже́, Анри́ Мати́ссом, Жоржем Браком и, конечно, с соотечественником Пабло Пикассо. С Пикассо и Браком Хуáн Грис не только дружил, но и тесно сотрудничал: втроем художники считаются наиболее яркими представителями кубизма, который возник и развивался благодаря их творческим экспериментам. Здесь также важно отметить имя Жана Метценже, соавтора манифеста «О кубизме» (1912) — труд Метценже воодушевил Гриса на поиски собственного почерка в живописи.
Однажды и навсегда
Хуан Грис, «Открытая книга» (1925). Фото: WikiArt
Как это часто происходит у деятелей искусства, Хуáн Грис вдохновлялся и вдохновлял, испытывал влияние и сам становился законодателем тенденций. Вместе с Пикассо и Браком художник пробовал себя в направлении аналитического кубизма — картины последнего отличались монохромностью, но в целом не сильно выделялись на фоне работ других живописцев. В 1913 году Хуáн Грис пришёл к идее синтетического кубизма. Сегодня вряд ли можно утверждать, что мадридец стал первооткрывателем этого периода кубизма, ибо на счету у Пикассо и Брака числятся работы в том же стиле, датированные 1912 - 1913 годами. Однако если Пабло Пикассо и Жорж Брак прошли через синтетический кубизм как через очередной этап развития, Хуáн Грис задержался в направлении и увековечил его.
Кубизм бывает разный
Хуан Грис, «Три маски» (1923). Фото: WikiArt
Однажды мы уже говорили о том, как возник кубизм. Но не менее интересно знать, какие виды существуют внутри направления и чем они отличаются. Аналитический кубизм стал второй фазой развития течения, когда очарованность дерзким стилем и робкие попытки говорить на новом языке сменили более цельные высказывания. Можно сказать, что аналитический кубизм раскладывает предмет на плоскости на множество геометрических фигур, тем самым отказываясь от категории объема. Синтетический кубизм, появившейся на несколько лет позже аналитического, наоборот, усложняет объект изображения, добавляет к нему новые элементы (например: цифры, буквы) и делает его ярче, но при этом сохраняет одномерность пространства рисунка. В основу синтетического кубизма легли различные техники папье-колле, что легко наблюдать в работах направления.
Слово автору
Портрет Хуана Гриса кисти Амедео Модильяни (1915)
Никто не расскажет о творчестве автора лучше, чем он сам. Вот пара цитат Хуáна Гриса, которые лучше всего передают отношение художника к искусству и его видение синтетического кубизма:
«Поль Сезанн сделал цилиндр из бутылки. Я же берусь за цилиндр, чтобы сделать из него самостоятельный объект. Я делаю бутылку — настоящую бутылку — из обычного цилиндра».
«В искусстве я стремлюсь к конкретике — противоположной стороне абстракции».
Все дело в логической стройности
Хуан Грис, «Фантомас» (Трубка и газета) (1915). Фото: WikiArt
В сравнении с другими испанскими авангардистами Хуáна Гриса нередко называли художником-теоретиком. Напав на след синтетического кубизма, Грис стремился исследовать его целиком с точностью и пытливостью инженера-конструктора, а ещё его очень интересовало, что стоит за разными явлениями в искусстве. В последние годы жизни художник создал декорации и костюмы для «Русских сезонов» Сергея Дягилева и опубликовал несколько важных работ по теории эстетики. Хуáн Грис умер в 1927 году в возрасте 40 лет от почечной недостаточности в пригороде Парижа, так и не вернувшись на родину.
Автор: Юлия Крышевич