Как Адриан Вильяр Рохас стал художником
Художник и скульптор Адриан Вильяр Рохас, 2013. Фото: Дорис Кеслер_Moderna Museet
Адриан Вильяр Рохас родился в Росарио, Аргентине в 1980 году. Рохас изучал изящные искусства в университете родного города, но, похоже, художником его сделало не только и не столько профильное образование. Например, в интервью знаменитому куратору Хансу Ульриху Обристу, Адриан Вильяр Рохас признался, что его первая полноценная работа родилась в ходе игры с приятелями в Counter-Strike в городском Интернет-кафе. Тогда будущий художник заметил, что будучи «убитым», он продолжает оставаться в игре и может исследовать ее пространство. Рохас запечатлел подобные моменты с помощью снимков экрана, распечатал их и отнес фотографии в местную галерею. На всякий случай, было это в 2003 году — тогда на камеру телефона ещё почти никто не снимал.
Сайт-специфичность работ Рохаса
«Самая прекрасная из всех матерей», Адриан Вильяр Рохас, 2015. Остров Бююкада, 14. Стамбульская Биеннале, 2015. © Adrian Villar Rojas
Прежде всего, Адриан Вильяр Рохас известен как мастер масштабных скульптур и инсталляций, которые в искусстве принято называть сайт-специфичными, то есть неразрывно связанными с местом их нахождения. Например, его работа «Самая прекрасная из всех матерей» (The Most Beautiful of All Mothers) была отобрана для участия в Стамбульской биеннале в 2015 году и установлена в прибрежье турецкого острова Бююкада. Сегодня сложно вообразить эту инсталляцию в другом месте, и вот почему.
Представьте, 29 белоснежных скульптур из бетона, изображающих пары животных, возвышаются на постаментах в водах Мраморного моря, а напротив, на берегу острова — дом, где в изгнании жил Лев Троцкий. При чём здесь Троцкий?
По задумке куратора проекта Каролин Кристов-Бакарджиев, скульптуры животных Рохаса (каждой твари по паре) напоминают о вечном и самовозрождающемся. Живя в Турции с 1929 по 1933 год, Лев Троцкий безуспешно искал убежища в европейских странах, после чего уехал в Мексику, где вскоре погиб, но имя революционера и его идеи остались в истории, а его полуразрушенный дом на Бююкаде — сохранился.
Художник и антропоцен
Журналисты издания The New York Times как-то отметили, что Рохас обладает воображением писателя-фантаста и совестью экоактивиста. Сам художник признается, что он с детства задумывался о том, как будет выглядеть мир в конце антропоцена, то есть геологической эпохи активного воздействия человека на планету.Для своих инсталляций Адриан Вильяр Рохас в основном использует скромные материалы, такие как бетон и необожженная глина. Несмотря на их кажущуюся прочность, материалы весьма недолговечны: работы художника начинают покрываться трещинами уже через несколько месяцев после их создания. На это Рохас и рассчитывает: его инсталляции сливаются с окружающей средой, становится неотъемлемой частью ландшафта… и вызывают немало вопросов у зрителя.
Так, например, произошло с работой «Мое мертвое семейство» (Mi Familia Muerta, 2009): 28-метровая скульптура в виде кита авторства Рохаса появилась в лесу Ушуайи во время Второй Аргентинской «Биеннале конца света». Гуляя по лесу, зрители скорей ожидали увидеть подсказки и указатели, относящиеся к биеннале, но не «выброшенного» на сушу кита-горбача.
«Мое мертвое семейство», Адриан Вильяр Рохас, 2009. Ушуайя, Вторая Аргентинская «Биеннале конца света», 2009. © Adrián Villar Rojas
В процессе творчества Рохас предпочитает не сидеть на месте. Он путешествует по миру вместе со своей производственной командой, которую называет «театральной труппой». Художник вообще охотно использует метафору театра, говоря о своих работах, ведь театр — это всегда о жизни, движении и отсутствии конечных координат. Таково искусство Адриана Вильяра Рохаса: мир в своей болезненности и непостижимости глазами равнодушного инопланетянина.
Автор: Юлия Крышевич