Творческое прозрение
Каталонский художник Антони Та́пиес. Фото: Sergio Perez. Reuters
Уроженец Каталонии, Антони Та́пиес-и-Пуиг изначально следует по стопам отца, изучая право в Немецкой школе в Барселоне, но спустя три года учебы отказывается от адвокатской карьеры и выбирает жизнь в искусстве. Знакомство с миром прекрасного у Та́пиеса случилось в юности: в перерывах между уроками он любил листать журнал D’ací i d’allà с репродукциями картин Марселя Дюшана, Жоржа Брака и Василия Кандинского. Тем не менее, первые шаги в живописи Та́пиесу пришлось делать самостоятельно — вдохновляясь многочисленными примерами будущих коллег по цеху.
В поисках своего языка
Азия. Антони Та́пиес. 1951. Коллекция Музея современного искусства Сан-Паулу. Источник: WikiArt
Живопись Ван Гога впечатляла Та́пиеса цветовым колоритом, напряженной манерой экспрессии. Под влиянием приятеля и земляка Жоана Миро́, Антони Та́пиес изначально работал в жанре сюрреализма и даже вступил в группу сюрреалистов и дадаистов под названием «Семерка игрального кубика» (Dau al Set) в 1948 году. Но через два года спустя, посетив выставку Жана Дюбюффе́ и Жана Фотрие в Париже, он влюбляется в информель (Art Informel) — художественное течение послевоенного времени, объединившее в себя наиболее абстрактные, бунтарские и, вместе с тем, материальные формы творческого высказывания.
Немного фактуры и много души
Коллаж со щеткой. Антони Та́пиес. 2001. Источник: Waddington Custot Gallery
В основу художественной манеры Та́пиеса легли щедрое использование подручных материалов, техника автоматического письма и эксперименты с цветом. Вот как происходил процесс работы над картиной: живописец покрывал холсты смесью из красок, глины, песка и мраморной крошки — таким образом, произведением становилось не только цветное изображение, но и то, что его в буквальном смысле слова составляло — фактура. Интерес к фактурной живописи позднее приведет Антони Та́пиеса к бедному искусству (Arte Povera), представители которого не только делали акцент на вещественном начале картины, но и использовали в этих целях наиболее дешевые, бесполезные материалы (чаще всего, мусор).
С нонконформизмом по жизни
Сейны. Антони Та́пиес. 1984. Источник: WikiArt
В более поздних работах Та́пиеса появляется керамика, объекты становятся массивней словно самостоятельные скульптурные элементы. Учитывая нестандартный подход живописца к искусству, неудивительно, что он сошёлся с соотечественником, кинорежиссером Антонио Саурой. В 1957 году Саура и Та́пиес основали группу «Шаг» (El Paso), известную как оплот художественного нонконформизма. Доводилось Та́пиесу идти против течения и в обычной жизни: в 1966 году художника арестовали на несколько месяцев за участие в нелегальном политическом собрании (что во франкистской Испании случалось нередко).
При чем здесь Тапье?
Свет и кровать. Антони Та́пиес. 2006.Источник: WikiArt
Впрочем, при всём уважении к таланту и смелости художника,
не будет преувеличением сказать, что частично своей славой он обязан стараниям Мишеля Тапье. Влиятельный французский критик и куратор Тапье восторженно отзывался о работах испанского коллеги, когда тот только начинал свой творческий путь. Кстати, именно Мишель Тапье является автором термина «информель» — о направлении, в котором нашёл себя Антони Та́пиес, критик писал как о «другом», новом искусстве.
Теория и практика Антони Та́пиеса
Ты никто. Антони Та́пиес. 1979. Источник: WikiArt
Зрелый Та́пиес — это не только художник, но и теоретик. В работах «Практика искусства» (1970), «Искусство против эстетики» (1974) и др. он критикует общество потребления, тоталитаризм, подытоживая свои взгляды на методы и цели живописца в творчестве. В 1990 году Антони Та́пиес основал в Барселоне фонд поддержки современного искусства, который назвал в собственную честь, а через 20 лет король Испании Хуан Карлос I пожалует художнику именной титул маркиза. Антони Та́пиес-и-Пуиг умер в родной Барселоне 6 февраля 2012 года в возрасте 88 лет.
Автор: Юлия Крышевич