Родом из детства
Юный рыбак. Хоакин Соролья. 1904. Источник: Artifex
Рассматривая залитые солнцем расслабленные пейзажи Сорольи, хочется думать, что в сюжетах художник воплотил настроение своей лучшей поры, возможно, юности. В реальности, жизненный путь Хоакина Сорольи был далек от идиллии, начинался он и вовсе при прискорбных обстоятельствах. В возрасте двух лет Хоакин и его годовалая сестра Кончита потеряли родителей и были отданы на воспитание родной тетке. Дядя будущего художника, Хосе Пикуэрес, готовил мальчика стать слесарем и очень ратовал за то, чтобы наследник продолжил дело семьи, но, заметив страсть и способности юного Сорольи к рисованию, не стал препятствовать его стремлениям.
На ловца и зверь бежит
Прогулка у моря. Хоакин Соролья. 1909. Источник: Google Arts Culture
С одной стороны, Хоакину Соролье повезло быть усыновлённым человеком, который сумел разглядеть в нем талант и дать этому таланту дорогу. Например, Пикуэрэс поддержал желание Хоакина учиться рисунку в местной Школе Ремёсел, а на 15-летие приемного сына и подарил ему ящик с красками. С другой стороны, часть ответственности за собственное будущее легла на плечи Хоакина: чтобы покрывать стоимость обучения в Школе изящных искусств в Валенсии, юноша писал картины на продажу. И все же Хоакин Соролья-и-Бастида родился под счастливой звездой: творческую карьеру художника и его дальнейшую жизнь определила встреча, которую, конечно, никто не мог предвидеть.
Все началось с того, что одну из «коммерческих» работ Сорольи выкупил владелец местной антикварной лавки. Через некоторое время полотно художника увидел известный испанский фотограф Антонио Гарсиа Перис. Фотограф моментально оценил талант Сорольи, не только перекупив его картину, но и согласившись оказать некоторую протекцию начинающему живописцу в части оплаты обучения. В скором времени Хоакин Соролья был приглашен в мастерскую нового покровителя, где познакомился с его дочерью, Клотильдой Гарсиа дель Кастильо. Девять лет спустя молодые люди соединят себя узами брака, который продлится вплоть до смерти художника в 1923 году.
Первый успех и поиски своего языка
Другая Маргарита. Хоакин Соролья. 1892. Источник: Wikipedia
Став совершеннолетним, Хоакин Соролья отправился покорять испанскую столицу. Но насладиться свободой творчества Хоакину удалось отнюдь не сразу — на заре карьеры художнику приходилось сильно подстраиваться под вкусы публики. Его первые работы, получившие признание и серьезные награды, например, «Оборона артиллерийской батареи Монтелеона» (1884) и «Крик Паллетера» (1884), были наполнены драматизмом. «Чтобы обрести здесь известность, нужно писать мертвых» — сказал однажды Соролья.
В первые годы жизни и работы в Мадриде художник пытался копировать мастеров золотого века испанской живописи — Диего Веласкеса, Эль Греко, Хосе де Риберу, Франсиско Гойю. Однако подражание гениям прошлого вряд ли бы позволило Соролье полноправно заявить о себе, для этого был необходим авторский почерк. Выработать собственный стиль испанцу помогли путешествия: например, продолжая учиться живописи в Риме, Хоакин Соролья познакомился с Мариано Фортуни, ярким представителем романтического ориентализма, и заинтересовался творчеством коллеги.
Особенно полезной с точки зрения вдохновения для Сорольи оказалась поездка в Париж в 1889 году. Здесь он открыл для себя такие направления, как натурализм (Жюль Бастьен-Лепаж), романтический историзм (Адольф фон Менцель), а также живописную манеру русских художников, например, Константина Маковского и Ивана Крамского. Впрочем, Хоакин Соролья-и-Бастида вряд стал бы тем, кем он стал, если бы не влияние импрессионизма. Знакомство с выдающимся испанским импрессионистом Игнасио Пинасо Камерленчем определило отношение Сорольи к искусству, которое он поздней сам сформулирует как: «Чем больше света в живописи, тем она живее, правдивее и прекрасней».
Все дело в импрессионизме
После купания. Хоакин Соролья. 1915. Источник: Google Arts Culture
Действительно, в картинах Хоакина Сорольи-и-Бастиды необычайная легкость бытия сочетается с недосказанностью, а стремление поймать момент уносит за горизонты времени. Палитра художника — это краски морского, солнечного дня, блики света на волнах и побережье, естественная красота тела и очарование едва уловимых улыбок на лицах, полуотвернувшихся от зрителя. Соролью как импрессиониста отличает манера более четко прописывать силуэты людей, что только добавляет динамики в композицию.
Из жизнерадостного репертуара художника выделяются несколько его работ зрелого периода на исторические и остросоциальные темы: «Другая Маргарита» (1892) — интерпретация образа героини «Фауста» Гёте — и «Печальное наследие» (1899) — изображение детей, жертв эпидемии полиомиелита в Валенсии. Но даже эти полотна наполнены светом, и, несмотря на драматизм сюжета, совсем мрачными их не назовёшь.
Счастливая звезда Хоакина Сорольи
Сорванцы на пляже. Валенсия. Хоакин Соролья. 1899. Источник:
Пресс-служба Музея Русского Импрессионизма
Благодаря таланту, трудоспособности и уникальному художественному видению, Хоакин Соролья-и-Бастида довольно быстро добился признания от мира искусства, много участвовал в национальных и зарубежных художественных выставках, что едва ли делало его состоятельным человеком. Учитывая, что от Клотильды у художника было две дочери, Елена и Мария, а также сын Хоакин, денег на нужды семейства часто не хватало. Но в 1908 году Соролье повезло второй раз в жизни, по-крупному. В Лондоне на собственной выставке художник познакомился с американским меценатом, покровителем искусств Арчером Хантингтоном. Под впечатлением от увиденного на выставке Хантингтон предложил Хоакину Соролье сотрудничество, от которого тот просто не мог отказаться.
Через год в США открылась персональная выставка Хоакина Сорольи и стала настоящим триумфом. 195 картин из 350, представленных в экспозиции, были раскуплены! На волне успеха художник остался в Новом свете на полгода и писал портреты на заказ. Хантингтон, покоренный коммерческой успешностью работ импрессиониста, предложил Соролье взяться за новый проект: создать серию монументальных полотен о родной стране для украшения здания Испанского общества Америки в Нью-Йорке, основателем которого являлся сам Арчер Хантингтон.
Данный проект стал самой масштабной и последней работой в жизни Хоакина Сорольи: около десяти лет художник колесил по Испании, делая эскизы прекрасных видов, национальных торжеств и местных жителей. Возраст и нагрузка вскоре дали о себе знать: в 1920 году живописец перенёс инсульт и практически потерял способность двигаться. Он скончался в 1923 году, не дожив до открытия зала Испанского общества, в котором были торжественно представлены его полотна, три года. В 2011 году власти Валенсии назвали в честь живописца новый железнодорожный вокзал.
P.S. Ретроспективы Хоакина Сорольи проходили в мадридском Музее Прадо в 2009 году, в Кунстхалле в Мюнхене в 2016 и в Национальной галерее Лондона в 2019 году. Россию пока это удовольствие миновало, но хочется отметить выставку «Импрессионизм и испанское искусство», которая прошла в Музее Русского Импрессионизма в 2019—2020 годах. На ней были представлены полотна 18 испанских живописцев, в том числе, картина Хоакина Сорольи «Сорванцы на пляже, Валенсия» (1899).
Автор: Юлия Крышевич