Имя твоё — так много букв
Пабло Пикассо, Автопортрет (1907). «Африканский» период (1907-1909). Фото: PicassoLive
Настоящее полное имя Пикассо испанцы бы окрестили trabalenguas: то, что язык сломаешь выговорить, еще полбеды, главное — запомнить. Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с-и-Пика́ссо (на языке оригинала: Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Mártir Patricio Clito Ruiz y Picasso). Любопытно, что часть имени, под которой живописец прославился на весь мир, досталась ему от матери, Марии Пика́ссо-и-Лопес (Maria Picasso y López), в чьих жилах текла итальянская кровь.
Родился с карандашом в руках
Пабло Пикассо, «Первое причастие» (1896). Ранние годы (1889-1901). Фото: PicassoLive
Первое слово, которое произнёс маленький Пабло, было «карандаш» (мальчик сумел выговорить piz, производное от lapiz). Это стало в прямом смысле пророчеством. В возрасте восьми лет Пабло Пикассо дебютировал как начинающий живописец с рисунком «Желтый пикадор» (El Picador Amarillo, 1889), а самой ранней серьезной работой художника считается картина «Первое причастие» (La primera comunión, 1896). Пикассо был зачислен в Академию художеств Барселоны, когда ему было всего 13 лет.
«Странные кубики» и не только
Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы» (1907). «Африканский» период». Фото: PicassoLive
Пабло Пикассо вместе с его приятелем и коллегой Жоржем Браком вошли в историю живописи как основоположники направления кубизма. Первой работой, выполненной в стиле кубизма, считается картина «Авиньонские девицы» (1907) Пикассо, однако само название для течения возникло годом позже. Увидев произведение Жоржа Брака «Дома в Эстаке» (1908), художник Анри Матисс воскликнул: «Что за странные кубики!». Впоследствии Матисс поделится своими впечатлениями о причудливой работе коллеги с известным художественным критиком Луи Вокселем, а тот, в свою очередь, использует термин «кубизм» для описания творческих изысканий Пикассо и Брака в своих статьях.
Талантлив во всем
Пабло Пикассо, «Три танцовщицы» (1919). Период классицизма (1917-1925).
Фото: PicassoLive
Как человек выдающихся способностей Пабло Пикассо не ограничивался одним направлением в живописи. Говоря только о кубизме, в творческой биографии Пикассо выделяют «Африканский» период (1907—1909), периоды аналитического (1909—1912) и синтетического кубизма (1912—1917). А ведь художник пробовал себя также в импрессионизме, сюрреализме, даже классической живописи (когда был влюблен в свою первую жену, русскую балерину Ольгу Хохлову). Марк Шагал как-то сказал о Пикассо, что его коллега меняет стиль чаще, чем носки. Сам Пабло не отрицал этого: на вопрос американского фотожурналиста Дэвида Дугласа Дункана, какой из периодов художнику ближе всего, испанец горячо возразил: «Как вы думаете, какой из пальцев мне наиболее дорог? Они нужны мне все!».
И словом, и цветом
Пабло Пикассо, «Ольга Хохлова в мантилье» (1917). Период классицизма (1917-1925).
Фото: PicassoLive
Пабло Пикассо был не только выдающимся живописцем, но и талантливым поэтом и драматургом. После бурного расставания с первой женой Ольгой Хохловой в 1935 году, художник на время оставил свои сюрреалистические поиски на холсте и обратился к словесному творчеству. За период 1935—1959 годов Пикассо написал более 300 стихотворений, основная часть которых была опубликована без названия — только с указанием даты и места их создания. Некоторые критики пророчили испанцу славу поэта в большей степени, чем художника, но история распорядилась иначе.
Эликсир молодости и долголетия
Пабло Пикассо, «Жаклин с цветами» (1954). Поздний период (1954-1973). Фото: PicassoLive
Пабло Пикассо любил признаваться в том, что молодым его делает искусство… и женщины. Сказать наверняка, сколько муз было в жизни художника, сложно, но обычно вспоминают о его семи возлюбленных, две из которых стали официальными супругами живописца — уже упомянутая выше Ольга Хохлова и француженка Жаклин Рок. Примечательно, что между отношениями с Ольгой и Жаклин у Пикассо были продолжительные романы, по меньшей мере, с тремя женщинами, Марией-Терезой Вальтер, Дорой Маар и Франсуазой Жило. Однако после развода с русской балериной, умершей от рака в 1955 году, художник долгое время не решался сочетаться браком с кем-либо. Жаклин Рок стала второй и последней женой Пикассо: супруги прожили под одной крышей 11 лет, до смерти гения в 1973 году. Ему был 91 год.
Автор: Юлия Крышевич