1. Ворота Аточа (Мадрид)
Возможно, вы когда-нибудь задумывались над тем, почему главный столичный железнодорожный узел носит название «Ворота Аточа», хотя по факту никаких ворот поблизости, кроме тех, что на улице Алькала, не наблюдается? Да, действительно, ворота существовали и являлись частью городской стены, построенной при короле Филиппе Четвертом. Назвали ворота в честь Монастыря Нуэстра-Сеньора-де-Аточа, находившегося неподалеку. Ворота Аточа возвели в 1748 году вместо Ворот Вальекаса. Через двадцать лет их усовершенствованием занялся видный испанский архитектор и художник Вентура Родригес, также работавший над Королевским дворцом в Аранхуэсе. Впрочем, даже это не помогло Воротам Аточа занять свое место в архитектурной истории города: современники отнюдь не считали их произведением искусства. Очевидно, это и сыграло свою роль в судьбе этого объекта, который в 1850 году решено было снести, чтобы начать строительство железнодорожного вокзала, в 1992 году названного Аточа — в честь тех самых ворот.
2. Дом Триншет (Барселона)
Имя каталонского архитектора Жозепа Пуч-и-Кадафалка знакомо всем, кто хоть раз любовался знаменитыми домами, являющимися частью «Квартале раздора» на бульваре Грасиа в Барселоне. Один из них, — тот, который слева от шедевра Гауди, Дома Бальо (если стоять лицом к фасаду), — и есть творение Пуч-и-Кадафалка и называется Дом Амалье. А было в портфолио мастера еще одно здание под названием Дом Триншет, которое также располагалось в районе Эшампле. Дом Триншет, названный так в честь его владельца, промышленника из текстильной сферы, был построен за два года в начале двадцатого века и вскоре заслужил славу одной из жемчужин барселонского модернизма, ибо в нем Пуч-и-Кадафалк отразил все то, что будоражило умы архитекторов на рубеже столетий, придав особое природное очарование не только его фасаду, но и внутреннему убранству. К слову, фрески для Дома Триншет выполнил племянник его владельца, каталонский художник Жоаким Мир-и-Триншет, для которого период работы над этими фресками стал самым активным за всю творческую карьеру. Увы, сохранить это чудо не удалось: в 1968 году дом был снесен, несмотря на попытки открыть в нем музей модернизма.
3. Сарагосская падающая башня (Сарагоса)
Если бы не снос одной из видных достопримечательностей, Сарагоса вполне могла бы составить конкуренцию Пизе: когда-то и в пятом по величине городе Испании была своя наклоненная башня. Она стояла на площади Сан-Фелипе и считалась самой высокой башней в стиле мудехар: ее высота составляла восемьдесят метров. Возведение башни началось в 1504 году, в эпоху правления Католических королей Изабеллы I Кастильской и Фердинанда II Арагонского, и что-то пошло не так уже вскоре после завершения поспешно начатого строительства. Угол наклона был существенным, хотя утверждалось, что несмотря на это башня устойчива. Что интересно, строение чуть ли не сразу стало символом города. Вероятно, именно поэтому сарагосцы так грустили, когда в конце девятнадцатого века решено было все-таки снести башню во избежание несчастного случая, и даже раскупали на память кирпичи. А в девяностые на месте башни появилась ностальгическая скульптура сидящего мальчика, с грустью смотрящего ввысь, как будто башня все еще существует.
4. Мост Региональной валенсийской выставки 1909 года (Валенсия)
Строительство моста через реку Турия было завершено в 1909 году — в том же, когда в Валенсии проходила выставка торговых и промышленных достижений. На тот момент это был первый мост из железобетона в городе — уже повод для того, чтобы занести его в список видных достопримечательностей. Он был украшен модернистскими элементами и в стиле ар-деко. Однако мост был уничтожен во время крупнейшего в истории Валенсии наводнения 14 октября 1957 года, когда Турия вышла из берегов. Мост заменили заново сооруженным, пока в 90-е вместо него Сантьяго Калатрава не спроектировал тот, который сейчас в народе носит название «гребень» (la peineta) за характерную форму аксессуара для волос.
5. Gran Café de París (Севилья)
Модернистское здание, полное комнат с большими зеркалами и стульями с красной обивкой, некогда расположенное на пересечении улиц О’Доннелл и Ла-Кампана, в начале двадцатого века стало средоточием общественной жизни Севильи. Здесь обсуждали все на свете — от Иберо-Американской выставки 1929 года до футбольного дерби. Во время гражданской войны заведение переименовали в Café de Roma, чтобы не путать с парижским кафе, расположенным на проспекте Оперы. К тому времени облик здания претерпел некоторые изменения, и в нем уже трудно было узнать прежнее кафе. Время шло, и вскоре на первом этаже обосновался универмаг La importadora, больше похожий на рынок, где можно было найти редкие для того времени товары. В пятидесятые слава кафе окончательно померкла, и его снесли. Сегодня на месте знаменитого заведения располагается Burger King.
Автор: Мария Селезнёва
Фото1, фото2, фото3, фото4, фото5