С 15 в. коррида обретает популярность среди благородных рыцарей. После изгнания мавров на некоторое время наступили спокойные времена. От скуки вояки отправлялись испытывать судьбу на арену. В качестве места для битв использовались городские площади, например, Пласа Майор в Мадриде. Однако площади имели прямоугольную форму, и бык мог забиться в угол, с тех пор строили арены круглой формы. Уже тогда, в Средние века, корриду пытались запретить. Папа Пий V издал специальный эдикт, который, впрочем, был отменен волею короля. К 18 веку коррида распространяется среди низших слоев и опять становится пешей. Бедняки либо не имели лошадей, либо боялись ими рисковать, и «соперник» быка снова спускается на землю.
В современном виде коррида развивается последние лет сто. Пик популярности пришёлся на конец 30-ых — конец Гражданской войны. Вместе с популярностью стал расти и голос протестующих. Несогласные со столь жестоким зрелищем стояли под стенами арены и стучали в металлические предметы перед началом и во время корриды. Шум несогласных слышно даже на арене. Особый грохот стоял, когда по музыке и крикам публики тем, кто снаружи, становилось понятно, что бык убит. Канарские острова запретили корриду ещё в 1991 г. В июле 2010 года парламент Каталонии принял решение о запрете корриды на территории Каталонии с 1 января 2012 года. 25 сентября 2011 года на последнюю корриду на стадионе Монументаль в Барселоне собралось по разным данным от 18 до 20 тысяч зрителей. Впрочем, далее Канар и Каталонии запрет пока не продвинулся, и увидеть бои можно до сих пор в Мадриде, Севилье или Гранаде.
По силе зрелища коррида делится на туристическую и настоящую. На туристической щадят нервы зрителей: тореро редко доводит до смерти быка. Быку также подпиливают рога, чтобы он не мог ранить тореадора, что не всегда срабатывает в пользу тореро, т.к. становится трудно просчитать удар.
Настоящая коррида – зрелище не для слабонервных, и если туристам предлагают организованные экскурсии на данное представление, то им обычно достаются самые верхние, дальние места. Что имеет смысл, т.к. даже не все бравые мужчины выносят вид корриды.
Место проведения
Арена – это круглый стадион с песчаной ареной и ярусами по типу древнего амфитеатра. Имеет две стороны: Sombre (тень) и Sol (солнце). Сидеть на каменных или бетонных ярусах не очень удобно, поэтому перед представлением на входе раздаются малиновые подушки.
Самая большая арена Plaza Monumental находится в Мехико и вмещает 55 000 зрителей. В дни, когда корриды нет, на аренах проводятся концерты.
В Барселоне две арены: Toros Monumental и Arenas de Barcelona. Последнюю сразу после запрета на корриду перестроили в торговый центр, сохранив исторический фасад, а в Toros Monumental работает музей тавромахии с коллекцией включающую в себя афиши, головы самых яростных и знаменитых быков, виньетки из лент «фирменных» цветов племенных заводов, расшитые шелковые костюмы известных матадоров, пикадоров и конных тореро, тавра для клеймения племенных животных. Также можно увидеть загоны, в которых быки ожидали своего выхода.
Бык
Toro bravo, или лидийский боевой бык, возрастом от 4 лет и весом от 450 кг, именно такой бык выпускается на арену. Данная порода по фенотипу близка к туру и тщательно культивируется на ганадериях (ganaderias), специальных фермах. Торо браво – довольно агрессивное животное, которое нападает даже без необходимости защиты. Эти быки никогда не прячутся, как буйволы, и всегда идут на противника в лоб.
Выделяют следующие породы toro bravo: Моруча Кастельяно (Боэсилья), Наваррская, Хихона, Какбрера и Гальярдо, Васкеньо, Вега-Вильяр и Вистаэрмоса. К последней касте относится около 90% всех боевых быков.
Самая знаменитая ганадерия – Миура, где разводят самых агрессивных представителей этой породы. Именно в честь питомцев этой фермы написан пасадобль Los Miuras. Пасадобль может звучать на корриде как в честь матадора, так и в честь его соперника – быка.
Откуда родом бык можно узнать по цветному вымпелу по холке животного и из плаката, который показывают перед выходом быка. Если бык в процессе представления выступает достойно и помилован, то он отправляется обратно на ферму и используется только для разведения, но более никогда не выходит на арену. Если бык отказывается драться, то его могут заменить запасным.
Именно торо браво изображен на знаменитых рекламных плакатах Osborne, расставленных по всей Испании.
Тореадор
Тореро, тореадор, он же матадор (убивающий). Быть тореадором – почётное и опасное занятие. Учиться искусству тавромахии тореадоры начинают с 10 лет, к 18 — выходят на арену, а к 40 — уже завершают свою карьеру. В Испании тореадоры – знаменитости наравне с футболистами, и наследнице аристократического рода вовсе не зазорно выйти замуж за тореро.
За свою карьеру тореро получают около 20 ударов рогом. Один выход знаменитого тореадора стоит от 100 000 евро. За вечер он может заработать и миллион или отдать свою жизнь в бою с противником. Последний печальный случай произошёл в июле этого года, когда в городе Теруэль в схватке с быком погиб 28-летний тореро.
Есть среди тореро и дамы. Грациозность и ловкость – основные козыри женщин перед мужчинами-тореро. Только дамам позволено выбирать быка для схватки самим, а не путем жеребьёвки.
Костюм тореадора
Traje de luces, или костюм огней – официальное название одежды тореро. Костюм всегда ручной работы весит около 6 килограммов и служит владельцу в среднем 4 сезона. Стоимость — около 3000 евро.Костюм тореадора яркий со множеством золотых и серебряных вышивок. Однако все эти позументы, шнуры и подвески тщательно продуманы и служат дополнительной защитой от ударов в бою. Костюм узкий, все детали облегают корпус во избежание случайной зацепки краем платья за рог быка. Для удобства движения существуют прорези в районе подмышек. Костюм составной, сложный, одеваться приходится не меньше часа, и порой для облачения матадору требуется помощник.
Наведите курсор на изображение ниже — появятся интерактивные ссылки.
Montera — шапочка с ушками из каракуля. В последней части корриды тореадор снимает её перед соперником. В нынешние времена тореро редко носят длинные волосы и необходимость собирать их в сетку в качестве защиты отпала. Но, отдавая дань традиции, каждый тореадор имеет накладную косичку, которую прикрепляют к голове. На этой же косичке держится шапочка. Без косички тореро – не тореро, существует даже такая пословица: cortarse la coleta («обрезать косичку», т.е. уйти на покой, покинуть арену навсегда).
На батистовую рубаху обязательно белого цвета надевается chaleco – твёрдая, стёганная жилетка из специальной негнущейся ткани. Поверх неё одевается chaquetilla — короткий толстый камзол с нашитыми сверху надплечниками и с прорезями под руками. Камзол украшается кисточками из золота и серебра.
На талии тореро носят fajin — широкий многометровый пояс, который также образует своеобразный корсет. На шее — сorbatín — галстук.
Taleguilla — узкие брюки до щиколоток с подтяжками. Внизу брюки завязываются специальными шнурками с подтяжками, на конце которых тоже кисточки – machos. С помощью этих шнурков с кисточками брюки окончательно подгоняются к щиколотке.
Medias — дословно «длинные» шёлковые чулки. Они доходят до колена и всегда розового цвета. Однако под ними есть ещё одни чулки из хлопка и всегда белого цвета.
Zapatillas — тореадорские туфли, второе название «манолетинас» (manoletinas).
Есть еще 4 элемента костюма, которые не одеваются, а выносятся на руках:
Capote de paseo — парадный плащ. Самая красивая, роскошная часть одеяния, в которой тореадор выходит на арену в церемонии открытия корриды.
Capote de brega — основной рабочий плащ, розовый с одной стороны, жёлтый — с другой. Этим плащом дразнят быка. Обычно к быку развернута розовая сторона капоте. Но вопреки распространенному мнению, бык реагирует не на цвет плаща, а на резкие движения им.
Muleta – небольшой красный плащ, натянутый на деревянную палку длиной около 50 см.
Estoque — шпага, которая вместе с мулетой завершают схватку. В Испании говорят — echar un capote — «протянуть плащ», что означает протянуть руку помощи, как это делают помощники тореадора. Случается, что бык опрокидывает тореадора и закалывает рогами. В этот момент помощники начинают размахивать своими капоте, отвлекая внимание быка на себя и спасая жизнь тореадору. Это и обозначает echar un capote — протянуть руку помощи.
Порядок корриды
Афиши корриды всегда содержат стандартную формулировку: «представление состоится такого-то числа, если тому не воспрепятствует погода, с разрешения властей и под их председательством».
Председатель (мэр города или представитель гражданских властей) подаёт сигналы к началу каждой фазы корриды и отдаёт распоряжения о награждении матадора.
В день боя, обычно в полдень, производится sorteo – жеребьёвка: представители матадоров посещают загон арены, где и производится жеребьёвка быков. В шляпу кладут номера быков, и представители тореадоров вынимают бумажку по очереди. После сортео быков разделяют по индивидуальным загонам до вечера. Женщины-тореро имеют право выбрать быка самостоятельно.
Коррида начинается обычно в 5 часов вечера. Начинается действо с парада участников – paseo. Арена, шествие участников под звуки духового оркестра, блистательные костюмы – при первом посещении корриды это даёт ощущение радости, цирка, развлечения. Но только не самим испанцам и не тем, кто отважился пойти на корриду во второй раз.
Коррида делится на 3 части – терция или suerte, т.е. удача. О начале каждой части возвещает звук трубы.
Первая терция
«Терция пик» (tercio de varas). Из загона выпускают быка, которого сначала встречают помощники тореро с плащами. Капоте, большой розово-жёлтый плащ для встречи быка, используют как матадор, так и его подчинённые. Плащ тяжёлый и держится двумя руками. Используется как в артистических приёмах, так и собственно в бою. Бой с капоте особо ценится в Латинской Америке.Затем выезжает пикадор – конный помощник тореадора, цель которого ранить быка в холку и ослабить животное. Глаза лошади закрыты шорами. Бык наносит удары рогами в бок лошади. С XIX века лошадей стали защищать особыми доспехами, смягчающими удар. Травмы лошадей на корриде часты, поэтому на всех аренах имеется ветеринарный пункт. Иногда быку удаётся перевернуть коня, и тогда всадник при этом оказывается придавлен лошадью.
Вторая терция
«Терция бандерилий». Целью этой терции является измерение ярости быка, не отнимая у него сил. Участники стремятся «оживить» быка. Поэтому бандерильи, т.е. короткие украшенные копья, также называют «увеселителями».Третья терция
«Фаэна» — подготовка быка к смерти и его убийство шпагой. Смерть первого быка каждого матадора должна быть посвящена председателю корриды. Подойдя к нему с непокрытой головой и вытянутой рукой, тореадор произносит посвятительную речь, после чего он бросает шляпу на арену через плечо. Хорошим предзнаменованием считается, когда шляпа падает дном вниз, если же она упала дном вверх, то нередко её просто переворачивают на удачу.Тореадор находится в непосредственной близости от быка и проводит ряд классических пассов, которые выматывают животное. Затем он вонзает шпагу в сердце быка. Обычно матадор предпринимает 3 или 4 попытки удара шпагой, прежде чем бык упадёт.
Бык должен быть убит в течение 10 минут после начала третьей терции. Если этого не произошло, тореро даётся первое предупреждение. Через 3 минуты — второе. Если ещё через 2 минуты бык жив, то его уводят, чтобы отправить на ферму. Такое развитие событий является позором для тореадора.
Награды
Если бык проявляет особую смелость, публика может попросить председателя сохранить быку жизнь. И тогда животное отправляется на ферму. Даровать прощение, показав возможности быка, и есть наивысшее искусство. Но если в бою с быком погиб матадор, то бык в любом случае подлежит убийству. Почести могут быть оказаны и уже убитому животному. Если бык дрался достойно, то мулы, которые утаскивают тушу быка, делают круг почета по арене, провозя тушу повергнутого перед всей публикой под аплодисменты и музыку.Матадор может сделать круг почёта по арене. Если большая часть публики размахивает белыми платочками, то председатель присуждает одно или два уха поверженного быка. Два уха и хвост – высшая награда. Если матадор получил два уха, то он уже имеет права быть вынесенным с арены на плечах зрителей. Мясо быков отдается в больницы или продается на следующее утро на определенном рынке.
Публика может высказать неодобрение в форме молчания, свиста и даже выбрасывания на арену подушек, которые зритель получает при входе, дабы удобнее сидеть на каменных ярусах. Впрочем, подушки – это уже крайняя мера и скорее характеризуют невоспитанность зрителя, чем его недовольство.
Музыка
На каждой корриде есть духовой оркестр. В составе его духовые медные и деревянные трескучие инструменты. Стройность в исполнении такого оркестра — не главное. Главное – громко и от души. Профессиональные оркестры, работающие на корридах, называются bandas taurinas. Духовой оркестр обычно трогает душу и сердце. А в сочетании с таким зрелищем как коррида – особенно.Оркестр исполняет pasadobles taurinos – марши. Изначально пасадобль — это не танец, это марш для корриды. И только в начале 20 века во Франции для музыки придумали хореографию, имитирующую бой тореадора с быком.
Оркестр играет не все время. Особых правил нет, но музыка обязательно сопровождает парад участников (в Мадриде всегда звучит España cañí, самый известный пасадобль), время между выходами быков, вторую терцию. Музыку может попросить публика или сам матадор, но решение за председателем. Он на корриде – главное лицо. Матадор ожидает одобрения от председателя, даже желая перейти к следующей терции боя. Матадор может попросить остановить музыку.
Музыка может звучать в фаэне, последней терции, когда решается кто кого, в момент артистических пассов. Некоторые тореадоры стараются двигаться и координировать движения быка в такт музыки. В момент решающего удара оркестр молчит. Умирает бык в тишине. А вот утаскивают тушу животного с арены на тройке мулов под аплодисменты, оглушительный звук оркестра и бубенцов.
Коррида, как искусство, занимает огромный пласт в испанской культуре. И спор о том, существовать ли корриде или попасть под запрет, как в Каталонии, будет открыт ещё долго. Посетив корриду даже раз в своей жизни, вы будете удивлены, расстроены или захвачены этим поединком жизни и смерти, но остаться равнодушным не сможете уже никогда.
Текст: Алла Аникина