Герои Реконкисты: Сид Кампеадор

В Севилье, недалеко от площади Испании, напротив университета, стоит памятник Сиду. На одной стороне памятника – стихи андалусийского поэта и учёного Ибн Бассама (1087-1147), который называет Сида «ужасным бедствием для ислама», но «одним из великих чудес Творца по мужественной твёрдости своего характера и своей героической энергии». На другой стороне – ещё более любопытная надпись: «Блестящая Севилья: двор короля-поэта Муатамида принял Сида, посла Альфонсо VI, и видел его возвращение с победой над королём Гранады».

Сид Кампеадор («Сид-борец», также Эль Сид Кампеадор – El Cid Campeador), настоящее имя – Родриго Диас де Бивар, жил в 1040-1099 годах. Искусный дипломат, талантливый политик и непобедимый полководец, он был грозой для всех, с кем воевал.


monumento-cid-prado-k9AF--1248x698@abc.jpg


Перед рассказом непосредственно о жизнеописании Сида и его вкладе в историю Испании мы хотели дать краткую справку об историческом моменте.

Итак, как известно, арабское владычество в Испании длилось более 8 веков. Сначала ими был основан эмират, а позже – Кордовский халифат. С самого начала завоевания запускается и обратный процесс – отвоевание испанцами своих территорий – Реконкиста, закончившийся в 1492 году, в период правления католических королей Фердинанда и Изабеллы, возвращением всех территорий испанской короне.

Но перед тем как уйти в небытие на Иберийском полуострове, эта цивилизация достигла такого расцвета, что её блеск навеки запечатлелся и в культуре народов Магриба, и в культуре самой Испании. Изумительные мавританские ткани из парчи и цветного шёлка с выполненным золотым сложным узором хранятся во многих музеях мира, в том числе в Национальном музее испано-мусульманского искусства в Гранаде. Здесь же — великолепные образцы цветной керамики, лепных украшений, ювелирных изделий, вазы и кувшины из стекла и глины с виртуозной декоративной росписью сине-золотых тонов. Традиции андалусийских мастеров были в дальнейшем использованы испанскими ткачами, гончарами, ювелирами, резчиками по камню и дереву, художниками и архитекторами. Велико влияние завоевание и на язык, литературу и культуру Испании.

Что касается земель, не вошедших в арабо-мусульманские владения, то известно, что уцелевшие христиане укрылись на севере, у самых Пиренеев, в Астурии и Кантабрийских горах. Со временем ситуация начала оборачиваться в их сторону. После ожесточённых боев им удалось отвоевать у захватчиков Порто, Брагу, Леон, Осму, Саламанку, Сеговию и Авилу. Однако подлинный взлет христианской Испании начинается в XI в. Христианам, создавшим несколько независимых государств на севере королевства (Леон, Кастилия, Арагон, Наварра, графство Барселонское), удалось на время преодолеть период междоусобных распрей и неурядиц и начать массированное наступление на мусульман. Среди христианских государств особенно выделялось королевство Леон и Кастилия, во главе которого встал энергичный король Альфонс VI (1072–1109).

Важную роль в будущем успехе этого наступления христиан на позиции испанских мусульман сыграл и тот факт, что в 1031 году некогда могущественный Кордовский халифат распался на несколько мелких эмиратов, которыми управляли представители знатных арабо-берберских фамилий, враждовавших между собой. Если с точки зрения культуры время независимых эмиратов было периодом расцвета мусульманской Испании, то в военной области позиции мавров значительно ослабли. Воюя между собой, эмиры часто нанимали к себе на службу христианских военачальников с дружинами, или же попросту вверяли себя покровительству христианских монархов, взамен выплачивая дань.


el-cid-campeador.jpg


Фигура Сида, увиденная глазами обоих враждующих народов, бесспорно и определённо воплощает высочайшие человеческие качества, хотя он и жил среди военных бурь в одну из самых злосчастных эпох. Он выглядит олицетворением одного из самых критических моментов великой борьбы двух исторических миров — христианства и ислама и прежде всего олицетворением Испании.

Говоря об этом народном герое, нельзя не опираться на книгу «Сид Кампеадор» великого испанского филолога, историка и фольклориста Рамона Менедеса Пидаля. И конечно же, нужно рассказать о народном историческом эпосе о Сиде.

Имя «Сид» происходит от народного арабского «сиди», что означает "мой господин". Как любой народный герой, он стал героем народных эпосов, самым известных из которых является «Песнь о моём Сиде» (Cantar de mío Cid), его автор неизвестен, но дата написания колеблется между 1195 и 1207 годами. Это патриотическое произведение, пожалуй, ближе всего к исторической правде, хотя, тем не менее, порой грешит эмоциональными деталями.

Первые фрагменты эпоса появлялись в виде легенд еще при жизни Родриго Диаса в XI веке. Единственный сохранившийся оригинал — это рукопись 1207 года, сильно испорченная. Опубликована поэма впервые была не раньше XVIII века.

Итак, поговорим собственно о Сиде. Родриго Диас предположительно родился в 1043 г. По матери он принадлежал к очень родовитой знати, занимавшей высокое положение при дворе; знатный род его отца был из самых славных, но не из княжеских, и его представители вели довольно уединённую жизнь в своем родовом гнезде в Биваре, местечке к северу от Бургоса. В это время в Леоне и Кастилии правил Фердинанд I; это был король-император, то есть король, занимавший в иерархии более высокое положение, чем короли Арагона и Наварры. Старший сын короля Фердинанда I, инфант Санчо, воспитал при своем дворе юного Родриго де Бивара, посвятил его в рыцари и взял с собой в свой первый военный поход. После смерти императора Кастилия немедленно дала понять, что ее притязания простираются крайне далеко, и Родриго де Бивар сыграл в этом деле выдающуюся роль. Санчо II, новый король Кастилии, отличил Родриго, сделав его «принцепсом» всего королевского войска и дав ему чин знаменосца, что по-латыни звучит как armiger, а на романском языке передается арабским словом «альферес» (alferez). Альферес был первым из всех придворных чинов. Тот, кто носил королевский штандарт, именовался «верховным предводителем над людьми короля в сражениях»; так же было и в других европейских странах, где королевский оруженосец одновременно был главнокомандующим войска. Альферес также носил перед собой королевский меч в знак того, что как заместитель короля уполномочен защищать все королевство, а также отстаивать права вдов и сирот идальго и приговаривать к казни знатных преступников. Любопытно, что в Кастилии альферес, несмотря на исключительный характер его должности, обычно избирался из молодых рыцарей, и на этом посту долго не задерживались. Тем не менее Родриго Диас сохранял его в течение всей жизни Санчо, и, таким образом, это он будет руководить многочисленными войнами, которые скоро затеет Кастилия, алчущая расширения и власти. Занимая пост альфереса, Родриго Диас должен был принять участие в одном единоборстве. Это был поединок по типу Божьего суда ради разрешения одного спора с Наваррой из-за нескольких пограничных замков, основным из которых был замок Пасуэнгос на границе между Кастилией и Риохой, южной областью старинного Наваррского королевства. Юный Родриго победил наваррского рыцаря и был за это осыпан самыми громкими похвалами. «Песнь о Кампеадоре» передаёт эмоции, которые у всех вызвала великолепная ловкость героя в первом его единоборстве: «Тогда, — говорится там, — устами всех знатных людей Родриго был назван Campidoctor; эта победа уже предвещала те подвиги, которые ему ещё предстояло совершить, когда он победит в поединках графов, когда станет попирать своей ногой власть королей и овладеет ею с помощью меча».


C-cdf-8XoAA2Wqs.jpg


При Санчо Сид одерживает множество военных побед. После убийства Санчо на трон взошёл его брат Альфонсо, которого многие подозревали в братоубийстве. Как пишет Рамон Менендес Пидаль: "Сид также явился к Альфонсу вместе с прочими кастильцами, но отказался целовать руку новому королю и в ответ на его вопрос заявил: «Сеньор, все люди, коих вы видите перед собой, хоть никто вам этого и не говорит, подозревают, что король дон Санчо, ваш брат, был умерщвлен по вашему наущению; и посему я вам говорю: пока вы не снимете с себя это обвинение, как предписывает закон, я никогда не поцелую вам руки и не признаю вас государем». Альфонс дал клятву в Санта-Гадеа: на алтарь положили Евангелие, и король возложил на него обе руки, — ведь для того, чтобы клятва была действительной, клянущийся должен касаться какого-нибудь священного предмета. Сид потребовал у короля клятвы, что тот не замешан в смерти короля дона Санчо, и Альфонс вместе с двенадцатью «совместно очищающимися» ответили традиционным «Да, клянемся». После этого Сид произнес то, что называлось юридическим термином «confusión»: «Итак, если вы поклялись ложно, пусть по воле Бога вас убьет предатель».

До поры до времени Сид оставался главнокомандующим кастильской армии. Но в 1079 году Эль Сид совместно с войском Аль Мутамида — эмира Севильи, союзника кастильского короля, разгромил армию правителя Гранады Абдуллы. На беду при Абдулле состоял граф Гарсия Ордоньес, пользовавшийся покровительством короля Альфонсо.

В то же время, когда Альфонс стал титуловать себя «императором всей Испании», он решил сделать более эффективной свою власть над таифскими мавританскими эмиратами. Отец Мутамида Севильского платил дань Фердинанду I. Мутамид платил ее Альфонсу, и тот ежегодно отправлял в Севилью посольство, чтобы забрать эту дань. Именно для этого он к концу 1079 г. послал Родриго Диаса. Император в то время провел ряд походов против эмира Бадахоса и Толедо, но, насколько нам известно, не дал в них развернуться военному гению Сида. Ему было не по душе использовать своего крупного вассала в иных качествах, кроме судьи и посла. Родриго де Бивар прибыл в Севилью не в лучшее время. Мутамиду в этот момент грозила опасность со стороны его врага Абдаллаха Музаффара, эмира Гранады. Сид, уполномоченный принять севильскую дань, счел своим долгом защитить данника и написал эмиру Гранады и кастильским влиятельным лицам, умоляя из уважения к императору Альфонсу отказаться от мысли напасть на эмира Севильи. Но те, рассчитывая на многочисленность своего войска, не только пренебрегли просьбой Сида, но и подняли его на смех; они вступили на земли Мутамида, разорив их вплоть до пограничного замка Кабры. Родриго, которому Альфонс семь лет не давал возможности для подвигов, увидел, что его час настал. Возглавив маленький отряд, взятый им с собой в качестве эскорта, он двинулся навстречу захватчикам и вступил с ними в тяжелый и длительный бой. Воины гранадского эмира — как мавры, так и христиане — понесли тяжелые потери и наконец в беспорядке бежали, а сам Гарсия Ордоньес и многие другие рыцари попали в плен. Кампеадор с победой вернулся в Севилью; он получил от Мутамида дань вместе со множеством даров для короля Альфонса и честно двинулся обратно в Кастилию, к своему королю. С этого момента победы Сида стали вызывать зависть, отношения между ним и королем Альфонсо стали крайне натянутыми. Не помогает даже брак Эль Сида с племянницей короля — доньей Хименой.
Совершенный Сидом успешный налет на Толедский эмират стал решающим. Обвинители со стороны Альфонса подогревали неприязнь короля. Альфонс не посылал Сида в военные походы, не желая, чтобы победу приписывали Рую Диасу, как ее приписывали ему еврейские и латинские хронисты во времена короля Санчо; он терпеть не мог инициатив своего вассала, направленных против мавров Гранады или Толедо, и, несправедливо разгневавшись, как уверяет «История Родриго», изгнал его. После этого Эль Сид служил у эмира Сарагосы, успешно воюя с барселонским графом Рамоном Братоубийцей и с Санчо Рамиресом.

В 1039 г. факих Абдаллах ибн Ясин из племени джазула в Магрибе начал возвращать в ислам невежественные кочевые племена Сахары, проповедуя им Коран, внушая страх перед адом, призывая к омовениям, раздаче милостыни, плате десятины и выполнению других религиозных обязанностей. Его первые приверженцы называли себя альморавидами (алъморабитун), потому что были связаны особым обетом, обязывающим их вести священную войну в рабиде (пограничный замок), которую правитель воздвиг на одном из островов реки Нигер для борьбы с суданскими идолопоклонниками. Первые альморавиды еще выбирали религию вовсе не ради выгод и преимуществ, которые она может дать; принимая ее, они соглашались отречься от всего, что она осуждала. На завоеванных землях они старались истребить всякое нечестие: вводили законы, допускавшие брак лишь с четырьмя свободными женщинами, сжигали винные лавки, ломали музыкальные инструменты как источник падения нравов и, наконец, упорно добивались отмены всех налогов, не дозволенных Кораном и сунной, позволяя собирать с мусульман только десятину и милостыню, с неверных — специальную подать, а также забирать пятую часть добычи, захваченной в священной войне.

В 1086 году альморавиды вторглись в Испанию, разгромили кастильские войска и захватили всю Андалусию. В 1087 Альфонсо снова призвал Сида к себе, а в 1089 году Родриго Диас разбил эмира Аль-Кадира и вынудил его платить огромную дань. В 1094 году Родриго Диас захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки альморавидов вернуть себе город окончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097).

Считается, что перед очередной и последней битвой с маврами Родриго был смертельно ранен отравленной стрелой и вскоре умер. По легенде, его жена облачила тело в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия не догадалась о смерти своего предводителя и боевой дух оставался на должном уровне.

В 1919 останки Сида и его супруги Химены перенесены в собор Бургоса.






Автор: Наталья Амёхина
Фото1, фото2, фото3




Материалы по теме:

31.05.2019

Сакромонте — самобытный цыганский район Гранады, визитной карточкой которого являются уникальные жилища в пещерах, — ещё одна достопримечательность, которую нельзя пропустить, если вы приехали в этот город. В путеводителях и трэвел-блогах этот район упоминается не так часто, как прочие знаменитые места Гранады, что и делает Сакромонте особенно интересным для искушенного путешественника.

25.04.2019

Путешествуя по Испании, вы непременно забредёте в один из старинных замков, которых в стране сохранилось великое множество. Это сооружения разного времени постройки и степени сохранности. В некоторых – музеи, другие – в частном владении, в иных – шикарные гостиницы. Мы заглянем в некоторые, овеянные легендами замки.

09.06.2018

Астурия – колыбель испанского возрождения, начало реконкисты. Расположена провинция на севере Испании, на побережье Бискайского залива, между Галисией с запада и Кантабрией на востоке. Жители славятся отзывчивостью и добротой без излишней сентиментальности. Ландшафт разительно отличается от центральной и южной Испании – в Астурии зелено, влажно, прохладно. Пляжи больше подходят для спортивных и целеустремленных сёрферов и кайтеров, чем для расслабленных загорающих. Поговорим сегодня о тех местах и обычаях, которые отличают Астурию от других испанских провинций.

Нажимая на кнопку ниже, я даю
согласие на обработку персональных данных