1. Открой глаза (Abre los ojos, 1997, реж. Алехандро Аменабар)
Эта мистическая драма с элементами триллера, ставшая культовой, навевает философские мысли, заставляет задуматься о смысле жизни и сущности времени. В одной из сцен главный герой в исполнении Эдуардо Норьеги однажды утром садится в машину, едет по Мадриду — и не узнаёт его. Город опустел, на постоянно оживлённом проспекте Гран-Виа, который по праву считается пульсирующей артерией Мадрида, ни души. Нет людей, машин, и это очень удивляет и настораживает героя. Он выходит из машины и идёт по проезжей части, недоуменно оглядываясь.
В кадре можно рассмотреть Мадридскую башню (Torre de Madrid) на площади Испании, а также некоторые заведения на Гран-Виа. А ещё в «Открой глаза» Аменабар запечатлел самый высокий небоскрёб Мадрида тех времён — Башню Пикассо (Torre Picasso) в деловом квартале AZCA на Пасео-де-ла-Кастельяна и телекоммуникационную башню Фаро-де-Монклоа (Faro de Moncloa), где сейчас открыта смотровая площадка. В 2001 году вышел голливудский ремейк фильма «Открой глаза» под названием «Ванильное небо» с Томом Крузом в главной роли и Пенелопой Крус, которая в обоих фильмах сыграла одну и ту же героиню.
2. Пределы контроля (The Limits of Control, 2009, реж. Джим Джармуш)
Неспешный экзистенциальный фильм Джима Джармуша снят в его стиле: минимум диалогов, максимум многозначительных взглядов, и из происходящего на экране мало что можно понять. Критики встретили творение культового американского режиссёра разгромными отзывами, хотя на деле фильм — это просто антология отсылок к различным шедеврам.
По сюжету загадочный герой в исполнении Исаака Де Банколе приезжает в Испанию, встречается с разными людьми, говорящими с ним загадочными фразами, получает от них некие зацепки и перемещается в другое место. В частности, в «Пределах контроля» можно увидеть примеры необычной изразцовой рекламы в Мадриде: герой Луиса Тосара появляется в кадре на фоне фасада старой аптеки Juanse (Farmacia Juanse) в Маласанье, в здании которой сейчас открыто кафе. Также в фильме есть сцена, снятая на проспекте Америки возле бруталистского здания «Торрес-Бланкас» (Torres Blancas), дословно «Белые башни», над которым иногда подшучивают, говоря, что это не башни, и они не белые (ni son torres ni son blancas).
3. Коммуналка (La Comunidad, 2000, реж. Алекс де ла Иглесиа)
В Мадриде происходит действие самых известных фильмов самобытного режиссёра Алекса де ла Иглесиа: «День зверя», «Дикая история», «Идеальное преступление», частично «Ведьмы из Сугаррамурди». Сюрреалистическая чёрная комедия «Коммуналка», настроем отсылающая к фильму «Жилец» Романа Полански, запоминается монументальной финальной сценой, которая снималась на крыше здания с квадригами на улице Алькала. Раньше в этом здании располагалась штаб-квартира банка Banco de Bilbao, предшественника современного BBVA. Квадриги, управляемые возницами, уже успели стать неотъемлемой частью мадридского горизонта.
4. Стокгольм (Stockholm, 2013, реж. Родриго Сорогойен)
Несмотря на запутывающее зрителя название камерный фильм «Стокгольм» от начала и до конца рассказывает историю, которая произошла в Мадриде. Более того, с первых кадров становится понятно, что район, по которому гуляют главные герои, — это богемная Маласанья. Считается, что по этому фильму можно проверять свои знания о Маласанье: в кадре мелькают улицы Десенганьо (calle del Desengaño), Флор-Альта (calle de Flor Alta), Сан-Бернардо (San Bernardo). В какой-то момент герои оказываются на террасе, с которой открывается прекрасный и знакомый всем любителям Мадрида вид на город.
5. С добрым утром, принцесса (El club de los incomprendidos, 2014, реж. Карлос Седес)
Фильм, снятый по книге ультрамодного в Испании подросткового писателя, который творит под псевдонимом Blue Jeans, вполне может заинтересовать и взрослого зрителя. Во-первых, тем, что наравне с актёрами нового поколения в фильме в небольших ролях появляются такие корифеи большого экрана, как Айтана Санчес-Хихон, Льюис Омар, Рауль Аревало, Йон Гонсалес. А во-вторых, картина интересна тем, что снималась в Мадриде, и так приятно узнавать любимые места. Культовый вид на здание «Метрополис», площадь Пуэрта-дель-Соль, парк Серро-дель-Тио-Пио, вокзал Аточа, мост Аргансуэла в парке Мадрид-Рио... В фильме довольно много узнаваемых мест, а бонусом идут сцены, снятые в Галисии — например, на пляже в Понтеведре. В фильме «С добрым утром, принцесса» масса интересного.
А какие фильмы, действие которых происходит в Мадриде, нравятся вам?
Автор: Мария Селезнёва