Легенда о ракушке пилигрима
Существует множество легенд о происхождении главного символа Камино-де-Сантьяго — ракушки паломника (Vieira de Santiago), которой отмечают этот маршрут. Своё начало эта легенда берёт у залива Риа-де-Виго (Ría de Vigo), неподалёку от островов Сиес (Islas Cíes). Когда ученики апостола Иакова перевозили его мощи, они заметили, что на берегу местные жители играют свадьбу. Во время празднования гости развлекались тем, что, сидя верхом на лошади, подбрасывали в воздух палку, которую затем старались поймать, чтобы она не упала на землю.
В какой-то момент палка залетела в воду, и жених, пытаясь её поймать, потерял равновесие и упал в залив вместе с лошадью. Но внезапно они появились на поверхности воды целыми и невредимыми, а вместе с ними и лодка с телом апостола Иакова. Поразило всех то, что с ног до головы жених был покрыт ракушками-гребешками. Ученики апостола Иакова поняли, что произошло чудо. Это подвигло многих гостей той свадьбы принять христианство, и легенда о чудесном спасении начала переходить из уст в уста, а ракушка стала символом Камино.
Легенды о королеве Лупе
Еще одним главным персонажем легенд Пути Святого является королева Лупа или Лупария (Reina Lupa, Reina Luparia). По рассказам, она была местной дворянкой, к которой ученики Иакова обратились за помощью в выборе места для захоронения мощей учителя, однако она посоветовала им отправиться на север в поисках поддержки другого короля — представителя римской власти. Неслучайно её имя в переводе означает «волчица»: Лупа делала всё возможное, чтобы помешать ученикам похоронить мощи апостола Иакова на галисийской земле. Так, после того как ученики пришли к римлянину, тот распорядился упрятать их в темницу.
Как говорится в Кодексе Каликтса (Codex Calixtinus), — рукописи, где описывается жизнь Святого Иакова и его посмертные чудеса, — спастись ученикам помог таинственный ангел, который вызволил их из заточения. После король приказал организовать погоню. Учеников нагнали на мосту через реку Тамбре (Río Tambre), но, как только его пересекли ученики, он рухнул прямо в реку, увлекая за собой всё воинство римского короля. На этом злоключения учеников не закончились. Как только королева Лупа узнала об их чудесном спасении, она предложила ученикам свою помощь в виде колесницы, запряжённой волами. Королева отправила их к Священной Вершине (Pico Sacro) неподалёку от Сантьяго-де-Компостела в расчёте на то, что дракон, который там обитал, растерзает учеников. Но, встретившись с драконом, на волоске от смерти ученики осенили себя крестом — и чудовище упало замертво. По легенде, после всех случившихся чудес злая королева Лупа и её подданные обратилась в христианство.
Лес Соргинаритцага
На первом или втором отрезке Дороги французских королей (Camino francés) в Наварре (в зависимости от того, откуда начинать поход: из Сен-Жан-Пье-де-Пор во Франции или Ронсесвальеса в Испании) паломникам встречается лес со сложным названием Соргинаритцага (Bosque de Sorginaritzaga), который в народе известен как Ведьмина дубрава или Ведьмин лес (El bosque de las brujas). По легенде, в этом лесу местные ведьмы выполняли различные устрашающие ритуалы: изгоняли духов, варили зелье, устраивали шабаш. Поговаривают, что в лесу даже были сожжены девять человек. В XVI веке священники для того, чтобы очистить лес, установили здесь крест. Он в Ведьминой дубраве стоит и поныне.
Легенды реки Миньо
Река Миньо (Río Miño) появляется на финальном пути Дороги французских королей или Камино-Франсес. Она протекает через один из красивейших городков на паломническом маршруте Камино-де-Сантьяго, Пуэртомарин (Portomarín) в провинции Луго, известный своей церковью Сан-Хуан (Iglesia de San Juan). Она была перенесена по кирпичику в новое место после постройки плотины и создания резервуара в 1960-х годах.
Галисийское поверье гласит, что в реке Миньо обитали необычные колдуны-амфибии — наполовину люди, наполовину рыбы (hombres-pez), которые могли жить как на земле, так и в воде. Чтобы уберечься от их чар, галисийцы, пересекая реку, кладут в рот маленький камешек: так у колдунов не получится заговорить с человеком. Кстати, помимо них в бассейне реки Миньо, согласно поверью, жили ещё и ведьмы фейтисейрас (feiticeiras), а в колодцах обитали создания ксаркос (Xarcos). Римляне, которые когда-то прибыли в эти земли, и вовсе решили, что Миньо — это река привидений, укутанная туманом, за которым скрывается «край света» — мыс Финистерре.
Автор: Мария Селезеёва