Исламская архитектура Андалусии

Исламский период в Испании (711-1492 гг.н.э.) оставил богатейшее наследие из экзотических и красивых дворцов, мечетей, минаретов и крепостей в Андалусии, которая всегда была сердцем Аль-Андалуса (под таким названием были известны мусульманские районы Иберийского полуострова). Эти сооружения сделали Андалусию уникальным регионом в Европе и принесли ей величайшую архитектурную славу. 

Однако, наследием исламской эпохи являются не только значительные, привлекающие внимание памятники архитектуры, поскольку после распространения христианства в Андалусии (1227-1492) многие исламские здания были просто перестроены для христианских целей. Поэтому многие из современных андалузских церквей — это реконструированные мечети (наиболее знаменитые из которых расположены в Кордове), а многие церковные башни изначально появились как минареты.


Омейяды

Ислам (в переводе означает «покорность», «предание себя Богу») был основан пророком Мухаммедом в арабском городе Мекка в VII веке н.э. и быстро распространился на север, восток и запад, добравшись до Испании в 711 году. В 750 году дамасская династия халифов Омейядов - правителей мусульманского мира - была свергнута революционными аббасидами, которые переместили халифат в Багдад. Лишь одному представителю семьи Омейядов, Абу'л-Мутаррифу Абд ар-Рахману бин Муавия, удалось сбежать. В возрасте 20 лет он перебрался в Марокко и оттуда - в Испанию. В 756 году ему удалось стать независимым эмиром Абд ар-Рахманом I в Кордове, основав в этом городе династию, которая продолжалась до 1009 года и сделала Аль-Андалус на западной части исламского мира последним оплотом культуры Омейядов.


Мечеть из Кордовы

Самое древнее сохранившееся испанское исламское здание также, возможно, является самым великолепным и самым значительным. Великая Мескита была основана Абдом ар-Рахманом I в 785 г. н.э. и подверглась многочисленным изменениям во времена правления его преемниками Абд ар-Рахманом II в первой половине 9-го века, Аль-Хакимом II в 960-х годах и Аль-Мансуром в 970.

Изначально мечеть Абд-ар-Рахмана I была квадратной, разделённой на две прямоугольные половины: крытый молитвенный зал и открытый двор, где верующие моются перед входом в молитвенный зал. Молитвенный зал мечети отличался от более ранних великих исламских зданий, таких как Большая мечеть Дамаска и Купол Скалы в Иерусалиме. Он представляет собой широкое горизонтальное пространство, напоминающее дворы пустынных домов, которые составляли первоначальные исламские молитвенные пространства, а завораживающие линии двухуровневых красно-белых сводов арок в молитвенном зале ассоциируются с пальмовыми рощами. В молитвенном зале сохранилось напоминание о «базиликальном» планировании некоторых ранних исламских зданий с наличием центрального «нефа» из арки, более широкого, чем другие, ведущего к михрабу - нише, указывающей направление Мекки (и, следовательно, молитвы), что является ключевым моментом в планировке любой мечети. В конце X века крышу Мескиты поддерживали 1293 колонны.

1.jpg

Позднее своды арок Мескиты расширили на площадь около 120 кв. метров, сделав её одной из самых больших из всех мечетей. Эти аркады представляют собой постоянно меняющиеся перспективы, уходящие в бесконечность, что наряду с игрой света является самой завораживающей и уникальной особенностью Мескиты. Самое важное изменение было сделано в 960-х годах Аль-Хакимом II, который создал новый михраб, украшенный великолепными византийскими мозаиками, имитирующими Большую мечеть Дамаска - одно из выдающихся сирийских сооружений Омейядов VIII века. Перед михрабом Аль-Хаким II добавил новый королевский молитвенный корпус – максуру. Многочисленные переплетенные арки и роскошно украшенные купола максуры были гораздо более сложными и технически продвинутыми, чем всё существовавшие до этого в Европе. Максура являлась дополнительной частью здания, проходом вдоль передней части стены, в которой расположен михраб (известный как кибла), указывающий направление на Мекку. Поперечная ось, расположенная под прямым углом к центральному нефу, создает Т-образную планировку, которая является важной отличительной чертой многих мечетей.

Мескита Аль-Хакима - наивысшая точка великолепной халифской испанской исламской архитектуры конца XVI века, берущая свое название от эпохи халифата Кордобана, основанного отцом Аль-Хакима Абдаром-Рахманом III. Архитектуру возведённого Аль-Хакимом II здания скрывает христианский храм, сооружённый прямо посреди мечети в XVI веке. Но, когда вы находитесь в Меските, вполне можно рассмотреть размеры каждой стороны этого сооружения.

CORDOBA_MEZQUITA.jpg

Мозаичные узоры вокруг входа в михраб, созданные в X веке Аль-Хакимом, демонстрируют все три типа отделки, допустимых в исламских святых местах: стилизованные надписи на классическом арабском языке, геометрические узоры и стилизованные растительные и цветочные узоры. На этом раннем этапе испанско-исламского искусства растительное и цветочное декорирование по-прежнему носило относительно натуралистический характер: позднее оно становится более стилизованным, более геометричным и более повторяющимся, принимая форму математически продуманных узоров, известных, как арабески. К тому времени, когда в XIV веке был построен замок Альгамбры в Гранаде, растительные и геометрические декоративные формы стали почти неразличимыми.


Другие здания эпохи Омейядов

В 936 году н.э. Абд ар-Рахман III построил себе новую столицу к западу от Кордовы. Комплекс Медина Асаара, названный в честь его любимой жены Аз-Захры, был запланирован как королевская резиденция, дворец и место нахождения правительства и располагался вдали от шумного города по аналогии с королевским городом аббасидов Самаррой, расположенным к северу от Багдада. Его главным архитектором был сын Абд Ар-Рахмана III Аль-Хаким II, который так великолепно украсил Мескиту в Кордове. В отличие от ближневосточных дворцов, в которых типичный приёмный зал был куполообразным, приёмные залы Медины Асаара имели «базиликальный» план, каждый с тремя или более параллельными нефами, похожими на архитектуру мечети.


Медина Асаара

Хотя Медина Асаара была разрушена во время краха халифата Кордова менее, чем через столетие после возведения, частично её удалось восстановить. По внушительным размерам подковообразных арок, изысканной лепной работе и громадным садам понятно, что это было большое и роскошное место.

MEDINA AZAHARA.jpg

Сравнительно немного строений из эпохи Омейядов сохранилось в Испании, но маленькая мечеть Х века в отдаленном районе Альмонастер-ла-Реаль является одним из самых красивых исламских сооружений в стране. Хотя позднее мечеть и была перестроена в церковь, она все же остается более-менее неповреждённой. Это похоже на миниатюрный вариант Мескиты из Кордовы - с рядами арок, образующих пять нефов, центральный из которых ведёт к полукруглому михрабу.


Дворцы XI века

Большинство «мелких королей» периода тайфы (малых королевств) жили во дворцах, но лишь некоторые из них сохранились до нашего времени. В крепости в Малаге, хоть она и была перестроена позже, всё ещё сохранились комнаты XI века с рядом арок в виде подков в стиле халифата. На территории крепости в Альмерии находится Паласио-де-Алмотацин - дворец, построенный самым влиятельным правителем города.


Алморавиды и Альмохады

Правление берберских альморавидов из Марокко с конца XI по середину XII века дало миру немного известных сооружений в Испании, но во вторую волну марокканские берберы завоевали Аль-Андалус, и альмохады построили огромные пятничные мечети в главных городах их империи, среди которых достойное место занимает Севилья. Дизайн мечетей был простым и старомодным - с большими молитвенными залами, соответствующими Т-образной планировке Мескиты из Кордовы, но альмохады внедрили некоторые важные и красивые декоративные новшества. Нефы, ведущие в сторону киблы, были увенчаны куполами или лепными муканами (сталактитом или сотовым сводом, состоящим из сотен или тысяч крошечных ячеек или ниш). На стенах были созданы большие кирпичные панели с рисунком из переплетённых ромбов.

С конца XII века начали появляться богато украшенные минареты. Хиральда, минарет мечети в Севилье, является шедевром сохранившихся зданий Альмохада в Испании с красивыми кирпичными панелями. Молитвенный зал мечети в Севилье был разрушен в XV веке, чтобы освободить место для городского собора, но сохранились его внутренний двор Патио-де-лос-Наранхос и северные ворота - красивый Пуэрта-дель-Пердон.

4.png

Другая мечеть Альмохадов, которая больше похожа на дворцовую часовню, нежели на конгрегационную церковь, расположена на территории крепости в Херес-де-ла-Фронтера. Это высокое строгое кирпичное здание основано на необычном восьмиугольном плане, начертанном на площади.
Многие комнаты и внутренние дворики в Севильской крепости Алькасар датируются временами Альмохадов, но только в Патио-дель-Йесо с его великолепно тонкой решёткой из множества взаимосвязанных арок по-прежнему сохраняется дух Альмохада. Мукарнас (сотовые или сталактитовые своды) как элемент архитектуры возник в Сирии или Иране: мечеть Альморавидов в Тлеммене, Марокко, была первым западным исламским зданием, которое его представило.


Насриды

Эмират Насрид из Гранады, названный в честь его основателя Мухаммеда ибн Юсуфа ибн Насра, был последним мусульманским редутом на Пиренейском полуострове, который просуществовал еще два с половиной века (1249-1492 гг.) после того, как вся остальная Испания была захвачена христианами. Правители Насрида щедро тратили большую часть бюджета на единственный дворцовый комплекс. Но что это был за комплекс!


Альгамбра

Великолепный дворец-крепость Гранады Альгамбра является единственным в мире сохранившимся средневековым исламским дворцовым комплексом. Это не только дворец-город в традициях Медины Асаара, но также и форпост с двумя стенами и 23 башнями и крепостью в крепости. На территории Альгамбры было семь отдельных дворцов, мечетей, гарнизонов, домов, офисов, бань, летний домик и изысканные сады.

5.jpg

Дизайнеры Альгамбры были в высшей степени одарёнными ландшафтными архитекторами, сумев объединить природу и сооружения с помощью бассейнов, источников, тщательно обрезанных деревьев и кустарников, вереницы оконных рам, удачно расположенных обзорных площадок, взаимодействия между светом и тьмой и контрастов между теплом и прохладой. Совокупность фонтанов, бассейнов и садов с куполообразными приёмными залами достигло совершенства, напоминающего рай, описанный в Коране. В духе восхищения сибаритством многие из оборонительных башен Альгамбры также функционировали как миниатюрные летние дворцы.

Альгамбру украшает огромное разнообразие густо декорированных арок. Архитекторы Насрида вывели существующие декоративные приёмы на вершины изысканности, элегантности и гармонии. В их средства входили искусственная штукатурка, мраморные панели, резная и инкрустированная древесина, эпиграфика (с бесконечно повторяющимися надписями «Нет победителя, кроме Аллаха») и разноцветная плитка. Плетёные звездные узоры в мозаике из черепицы с тех пор покрывают стены во всём исламском мире, а Насридская Гранада даже сегодня имеет доминирующие художественное влияние в Магрибе (Северо-Западная Африка). В потолке, выполненном в технике маркетри, в Зале Комарес Альгамбры использовано более 8000 крошечных деревянных панелей.

6.jpg

Великолепие Гранады достигло своего пика в период правления эмиров Юсуфа I (1333-54) и Мохаммеда V (1354-59 и 1362-91). Каждый из них отвечал за один из двух главных дворцов Альгамбры. Юсуф создал Дворец Комарес. Блестящий мраморный потолок Зала Комарес, представляющий семь уровней исламских небес и увенчанный куполом, представляющим престол Аллаха, служил образцом для потолков исламского стиля в государственных комнатах на протяжении веков после этого. Мохаммед V был вынужден взять кредит на сооружение Дворца Львов, сосредоточившись на знаменитом Львином дворике с его колоннадной галереей, павильонами и центральным фонтаном, подающим воду через пасти 12 каменных львов. В Зале двух сестер особенно выразителен восьмигранный купол с мукарнами из 5000 крошечных кусочков, напоминающих созвездия. 




Автор: Блиндарева Екатерина 


Фото 1: pixabay, Фото 2: paisajes.es, Фото 3: insanelywilde.blogspot.com, Фото 4: travelife.today, Фото 5 и 6: Екатерина Блиндарева 



Материалы по теме:

14.09.2018

В сознании многих любителей архитектуры, да и просто ценителей прекрасного, Барселона давно связана с именем одного-единственного и неповторимого мастера — Антонио Гауди. И хотя смотреть на Дом Мила и Дом Бальо на проспекте Гарсиа чрезвычайно приятно, а любоваться гордыми сводами сказочного Храма Святого Семейства можно бесконечно долго, шедевры авторства одного из самых известных архитекторов мира можно встретить не только в столице Каталонии. Где ещё — читайте в нашем материале.

13.08.2018

Многие привыкли считать, что в Испании непременно нужно посмотреть крупные города и основные достопримечательности. Но это вовсе не означает, что можно пропускать множество интереснейших мест, которые обычно не включают в путеводители. Однодневные поездки туда, куда туристы заезжают гораздо реже, тем и хороши — это возможность приобщиться к местным традициям, побывать в самых что ни на есть аутентичных местах и почувствовать вкус настоящей Испании.

06.07.2018

Говоря о развитии языков, мы имеем в виду те изменения, которые происходят в языке под влиянием социальных контактов. Человеческое общество и его история неотделимы от речевой деятельности. Все сферы жизни человека предполагают постоянное общение, причем, как внутри одной языковой общности, так и за ее пределами. Интересно, что язык, с одной стороны, является универсальным средством общения и не зависит от социальной истории, а с другой, являясь средством общения, подвержен специфическим трансформациям в результате определённых исторических изменений.

Нажимая на кнопку ниже, я даю
согласие на обработку персональных данных