Эспадрильи и абаркасы: любимая обувь испанцев

Впереди лето, солнце и хорошая погода. Поэтому уже сейчас пора задуматься об удобной летней обуви. Если туристы покупают различного рода вьетнамки и кроксы, то настоящий испанец предпочитает носить абаркасы и эспадрильи.

Эспадрильи

эспадрильи.jpg


Эспадрильи - лёгкая закрытая обувь с подошвой из джута (плетёной верёвки) и натуральным верхом (хлопок, лен, парусина), скреплёнными вощёной нитью вручную. На мыске всегда, даже на дамских изящных вариантах, есть вставка из каната. Называют их и сандалии, и тапочки, и балетки. На испанском эспадрильи называются alpargata, esparteña, espardeña. Слово «espadrillas» происходит от каталонского espardenya, что обозначает любые лапти или шлепанцы.

История alpargatas

Всё гениальное просто. Как паэлья родилась из остатков ужина, так и нынешние эспадрильи пришли из бедных поселений Каталонии. Местные крестьяне с 13 века плели сандалии из травы эспарто (esparto), которая имеет тонкие, жёсткие и очень крепкие волокна. Из этой же травы делали канаты и грубую ткань, и именно из неё изначально были выполнена подошва обуви. Канатные нити смолили, укладывали в форму ноги и прикрепляли к ним верх, прошивая сбоку верёвками. «Каталонские лапти» были практичны, удобны и почти ничего не стоили их владельцу.

Но если уж совсем быть точными, то этой обуви уже несколько тысячелетий: подобие эспадрилий носили египтяне, которые вдохновили римских легионеров на создание закрытых сандалий. Эспадрильи были весьма популярны у средневековых пилигримов. Такая обувь стала очень распространённой в Испании, Южной Франции и Латинской Америке. Ещё до прихода Колумба в Центральную и Латинскую Америку похожие сандалии плели индейцы, жившие на территории современного Нью-Мексико. Эспадрильи стали частью традиционного костюма во многих испанских провинциях и использовались крестьянами для работы в полях Арагона, Каталонии, Валенсии и на Балеарских островах.

making-3.jpg


В 18 в. обувщик Рафаэль Кастаньер обращает свое внимание на бедняцкие каталонские лапти и решает усовершенствовать плетёную обувь, заменив эспарто на джут, прядильную культуру семейства мальвовых родом из Бангладеша и Индии. Джут был более светлым и оказался прочнее каталонской травы. Травяной верх Кастаньер заменяет тканью и отделывает лентами. Крестьянская обувь быстро приглянулась и знати: аристократы стали использовать эспадрильи в качестве домашней обуви. Разумеется, простой верх был заменен на более богатые ткани, а неудержимая фантазия обувщика только способствовала популярности этой обуви.

К н.20 в. в Европе широко распространилось фабричное производство обуви, и необходимость в ручных плетёных тапочках стала отпадать. После Первой Мировой подошву эспадрильи стали изготавливать на резиновом ходу, поскольку обычные сандалии впитывали в себя воду и не годились для работы в шахтах. Усилив подошву, обувщики дали ей новый виток развития: обувь стала более практичной, а благодаря тому, что джут поставляли из Бангладеша, из традиционной каталонской она стала международной. В эспадрильях начинает разгуливать Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Эрнест Хемингуэй и даже молодой сенатор Джон Кеннеди.


salvadore.jpg


К середине 20 в. классические эспадрильи имели верх изо льна и джутовую подошву. Благодаря натуральным материалам в обуви было удобно и не жарко, к тому же она не натирала мозоли, хотя и носили её на босу ногу. Эспадрильи потихоньку завоевывали международное признание, но всё же в небольших количествах и в своем традиционном виде. В 1948 году в фильме «Риф Ларго» актриса Лорен Бэколл появилась на экране в эспадрильях, после чего они стали модными и в США.

Однако звёздный час обуви пришёл несколько позже, в 60 е г.г., когда Ив Сен Лоран на промышленной выставке в Париже встретил Исабель и Лоренсо Кастаньер. Дело Рафаэля Кастаньера продолжали его потомки, но на тот момент дела шли плохо: тапочки продавались абы как, и фабрика была на грани банкротства. Ив Сен Лорану понравилась продукция фабрики «Castañer», и он прислал им свои эскизы эспадрилий для коллекции, прося поставить сандалии на высокий каблук и добавить длинные ленты (тот самый женский вариант, который знаком сейчас нам). После парижских показов эспадрильи на каблуке входят в моду. Их носят такие красавицы, как Софи Лорен, княгиня Монако Грейс, Жаклин Кеннеди. Модные дома Hermes, Louis Vuitton, Donna Karan также решили разместить заказы на высокие эспадрильи для своих коллекций.

6376.jpg

Знаменитый обувщик Маноло Бланик, родом из Испании, признавался, что решил связать свою жизнью с производством обуви с тех пор, как помогал своей матери, большой моднице, в изготовлении традиционных эспадрилий. Она брала уроки изготовления туфель, а сын расшивал их раковинами и бисером, и с тех пор влюбился в обувь и женскую ножку.

В Аргентине эспадрильи ассоциировались с Хуаном Доминго Перроном и рабочим классом. Когда против президента Перрона поднялись восстания студентов, их лозунгом было: «нет диктатуре эспадрилий». В Колумбии эспадрильи входят в большинство традиционных костюмов, однако делаются из кожи. Например, в бассейне реки Ориноко их называют cotizas. В Венесуэле эспадрильи тоже входят в типичный наряд, но исключительно женский. Уругвай и Чили охотно использует эспадрильи в качестве летней пляжней обуви и обуви для любой деятельности на открытом воздухе.


Современные эспадрильи

Делятся на 2 типа: с бечёвками и без. Изначально эспадрильи были исключительно мужской обувью и практически не претерпели изменений. С бечёвками и на носок, на старинный манер, носил Сальвадор Дали. Сейчас мужские эспадрильи шьют без бечевок, а носить на носок считается дурным тоном. Плоская подошва сделана из веревки из джута и укреплена резиной. Натуральная ткань позволяет ноге дышать и не натирает. Единственный минус – служат они обычно один сезон, но это связано скорее с каждодневным использованием, чем с качеством материала. Мужская линейка отличается сдержанной цветовой гаммой.

espadrilles.jpg

Женские эспадрильи бывают: «классические» на плоской подошве; на ровной платформе, отвечая последней моде; на танкетке с каблуком. Последний вид знаком многим девушкам и есть почти у каждой красотки в летнем гардеробе. Эспадрильи сейчас есть в коллекциях модных домов Prada, Gucci, Hermes и отшиваются из различных материалов, даже из кожи. Однако хорошим тоном считается отшивать их именно в Испании и из ткани. Ткань может быть однотонной или в горошек, полоску. Дамские сандалии на каблуке позволяют открыть мысок и служат владелице обычно дольше, чем пара сезонов. Эспадрильи принято носить на босу ногу. Они подходят под любую одежду, кроме делового костюма и вечернего туалета.



Абаркасы 

avarcas.jpg


На испанском albarca (abarca) - любые сандалии из цельного куска кожи, покрывающего ногу до середины подъёма с креплением с помощью ремешка или верёвки вокруг лодыжки. Характеризуется ботинки практичностью и приспособленностью к окружающей среде. Изготавливаются самостоятельно вручную и предназначены для ежедневной работы, изначально сельскохозяйственной.

Абаркасы, как и эспадрильи, довольно древняя обувь, и живёт в Испании со времён римских завоеваний. Под термином albarca в Испании различают несколько видов обуви.

Albarca из кожи

avarcas9.jpg


La albarca (avarca en menorquín). Этот вид летней обуви зародился на Балеарских островах, точнее на острове Менорка. Поскольку местность здесь каменистая и гористая, то обувь должна была быть прочной и гибкой. Состояли они из кожаной подошвы, кожаного верха до середины подъема и хлястика вокруг пятки. На носке имелся небольшой вырез, который скрывает пальцы, но позволяет ноге дышать.

Поначалу абаркасы использовались крестьянами в полях. В конце 19 века из крестьянской обуви аbarca menorquina превращаются в летнюю обувь для отдыха. Подошва изготавливалась традиционно из кожи. Однако во 2 четверти 20 в. хитрые меноркинцы решили, что кожа снашивается быстро, а подошву можно укрепить использованными шинами от вошедших в моду мотоциклов. Это было практично и удобно для хождения по гористой сельской местности. Очень быстро нововведение пришлось всем по душе. Сейчас подошва делается из различных материалов: дерево, кожа, пластмасса, но самая популярная – резина. Конечно, не вся резина - из переработанных шин, но очень часто с имитацией рисунка протектора. Фабрики предлагают простую резину, резину двойной прочности и собственно из шин для походов по горам. Однако все чаще подошва делается из каучука: она прочная и гораздо легче по весу, чем оригинальная автомобильная резина.

La calzaera. Это самые древние, примитивные и грубые сандалии из куска коровьей кожи с рядом отверстий сбоку, скреплённых при помощи шнура из кожи или внутренностей овец, конопли или льна. От мыска тянется перепонка и ремешок вокруг ноги. Носили такие сандалии на шерстяной носок или льняную портянку, которую фиксировали ремешками на голени на высоте до 20 см. Их ещё можно встретить в крестьянских домах провинции Авила.

Albarca vasca похожи на тапочки-балетки. Баскские абаркасы сшиты цельными, закрывая носок, пятку и боковые стороны, и стягиваются на ноге, как кошелёк шнурками, протянутыми сквозь хлястики. Носят их также на шерстяной носок и заматывают шнурки до середины икры. Являются частью традиционного костюма.

С этим же названием существуют сандалии в Колумбии. Там крестьяне носят albarca, которые состоят из полоски кожи, закрепленной между пальцами и расходящейся на 2 части. Крепятся к ноге ремешком вокруг лодыжки с пряжкой или без. Известны колумбийские сандалии под названием abarca tres puntas - абаркасы в три стежка.


Albarca из дерева

Albarcas-Cantabria.jpg


Albarca cantabra - деревянные туфли, похожие на голландские сабо. Первое упоминание задокументировано в 1657 г., когда при создании Сантандерской епархии, король Филип IV при перечислении профессий, упоминает albarquero. Альбаркас или madreñas, zueco использовались в Галисии, Астурии, Леоне и Кантабрии, т.е. в тех районах, где дожди не были редкостью. В мадреньяс работали в поле, на фабрике, шахте и на ферме – везде, где было, сыро и грязно. Они вытачивались из цельного куска древесины ясеня, каштана или ольхи. Берёза чаще использовалась для украшений, т.к. это более мягкое и податливое дерево. Сабо поставлено на 3 деревянных штыря: один под пяткой и два – под пальцами. Мадреньяс покрывались разноцветным лаком для защиты от воды. Чёрный цвет был предпочтителен для вдов и священников. Учитывая влажность климатической зоны обувь спасала ноги и при работе на конюшне, и на пахотной земле. Также в них было удобно передвигаться по снегу, поскольку «штыри» обеспечивали маневренность. Подобная обувь была также известна во Франции, Голландии и Англии, там, где климат был схож, а хорошие идеи приходили одновременно.

Cовременные абаркасы

Говоря об абаркасах сейчас, мы имеем ввиду аvarca menorquina. В 60-е г.г. вслед за эспадрильями высокая мода обратила свой взор на традиционную испанскую обувь, что повлекло за собой возрождение интереса к меноркским абаркасам. В 80-е г.г. их популярность выросла настолько, что частные мастерские более не справлялись с заказами, и на острове появилось много фабрик, производящих сандалии. Сейчас абаркасы - это и часть традиционного меноркинского костюма, и модная обувь для испанцев и туристов, и, по-прежнему, сандалии для работы в поле. Они имеют плоскую подошву, но фабрики настаивают на том, что теперь разрабатывается анатомическая колодка с учётом всех особенностей стопы.

reyes.jpg


Производство абаркасов – по-прежнему, во многом ручной труд обувщиков, закройщиков и штапмовщиков. Не все фабрики могут получит знак качества, который выдаёт местное правительство. Лейбл «Avarca autentica» получают только те фабрики, которые соблюдают необходимые условия для производства.

Делают menorquina полностью из кожи. Прошивают сандалии вручную вощёной нитью. Верх – цельный кусок кожи до середины подъёма с немного открытым мыском. Пальцы открыты и «дышат», но не видны. Пятку огибает кожаный хлястик, который вставляют в прорези в стельке и также прошивают. Хотя принято говорить, что абаркасы шьют без единой капли клея, его все же используют при креплении ремешка. Хлястик сначала проклеивают, а потом прошивают для большей прочности, т.к. на пятку приходится довольно сильное давление. Верх и ремешок сначала крепят к кожаной стельке, а потом пришивают резиновую нескользящую подошву. Ремешок всегда цельный, без замков и резинок, поэтому при выборе пары надо учитывать то, что кожа немного растянется, и смотреть, чтобы ремешок прилегал достаточно плотно. Исключение в последнее время делается для детских моделей. Их стали отшивать с липучкой на хлястике для правильной посадки и большего удобства.

В отличие от эспадрилий абаркасы служат долго. Они прочные, гибкие и экономичные, а благодаря натуральным материалам позволяют ноге дышать. К тому же кожа имеет свойство садиться по ноге своего владельца. Вид меноркинских абаркасов более официальный, чем у эспадрилий, поэтому в них можно и в офис, и в школу, и в ресторан, и на горную прогулку. Сейчас отшиваются как модели из гладкой кожи, так и из замши. Самое главное достоинство абаркасов – их лёгкость. Особо отмечается, что даже король Испании выбирает на отдыхе эту некогда крестьянскую обувь.

Абаркасы бывают мужские, женские и детские. Мужчины традиционно носят сдержанные натуральные цвета: белый, серый, чёрный и коричневый. Женские абаркасы чаще всего традиционные, на плоской подошве. Но последние веяния моды поставили эти сандалии и на танкетку, и на небольшой каблучок (4-5 см). Шьются сандалии на худую и среднюю ногу. При большей полноте просто выбирают больший размер. В жару в них легко и комфортно, и уместно появится как на пляже, так и в городе. Для более официальных выходов дамы выбирают однотонные гладкие сандалии, а для отдыха можно приобрести и под питона, и в бабочках, и даже с блёстками.








Фото1, фото2, фото3, фото4, фото5, фото6, фото7, фото8, фото9




Материалы по теме:

Нажимая на кнопку ниже, я даю
согласие на обработку персональных данных