Традиционные танцы Колумбии

8 января 2017

На северо-западе южноамериканского континента раскинулась зеленая страна Колумбия. Сами колумбийцы не очень любят русское или англоязычное произношение («колАмбия») и просят называть родину «колОмбия». Но на каком языке ни назови, при слове «колумбийский» в голове возникает праздничная музыка, яркие наряды и танцующие улыбающиеся люди. В прошлой статье мы рассказывали о традиционных танцах Чили. Сегодня поговорим о Колумбии.

Традиционные танцы Колумбии
Колумбия – не только страна эндемических животных, разнообразных птиц и диковинных растений. Музыкальное наследие Колумбии не менее разнообразно, что обусловлено рядом причин. Это страна, в которой смешались корни индейской, африканской и европейской танцевальных культур. Из Африки пришли чёткие барабанные ритмы, из Европы – более продвинутая хореография и красивая одежда, индейское население привнесло энергетику места и звуки флейты из стебля проса. Все это веками смешивалось и развивалось в зависимости от региона страны, которых условно можно выделить три: карибское побережье, тихоокеанское побережье и внутренние районы с предгорьем Анд. От региона к региону музыкальные традиции могут меняться настолько, что кажется, будто это совершенно разные страны. Ярким примером нынешнего культурного смешения в Колумбии является певица Шакира, в которой сочетаются колумбийские корни с ближневосточной кровью и европейскими родственниками, и которая является национальным героем страны.

В 1930 г. Антонио Хосе Рестрепо выпустил сборник «Песенник Антиокии», где указал великое множество музыкальных стилей и танцевальных направлений Колумбии: галерон, каррумба, чучо, буйеренге, мапале, бамбуко, пасео, сон и прочие. Сейчас фольклорные танцы можно увидеть на праздниках или на выступлениях уличных артистов воскресным вечером.

Чтобы понимать культуру, необходимо говорить на одном и том же языке. Записывайтесь на курсы испанского языкаили отправляйтесь изучать испанский язык в Испанию и Латинскую Америку


Mapale

Имеет африканские корни и происходит с карибского побережья страны. В оригинале исполняется под хлопки ладоней и барабанный ритм. Хореография повторяет движения рыбки mapale, бьющейся в воздухе: короткие шажки, быстрые, энергичные движения грудью. В целом, напоминает базовые движения из современного реггетона, только в ещё более лихорадочном темпе. Женские движения чуть более мягкие и эротичные. Исполняется двумя рядами танцоров: мужским и женским. Мапале, как и многие танцы в целом, имел значение выбора партнера. Исполняют его мужчины с обнаженным торсом и в светлых штанах, в то время как женщины одеты в индейские юбки из травы.



Bullerengue

Пришёл с побережья Атлантики и имеет, пожалуй, самые сильные африканские корни. Это ритуальный танец, исполнявшийся только женщинами под звук барабанов, хлопки и пение хора. Однако звучание музыки уже не такое африканское как в мапале. Буйеренге символизирует наступление взрослого периода в жизни девушки. Исполняется молодыми девушками, держащими корпус прямо и совершающими медленные движения, скоординированные и симметричные. Ноги девушки держат неотрывно от пола, соединяя колени вместе и немного сгибая их. Движения бедер — плавные и ритмичные, как и взмахи широким подолом юбки, имитирующие движения крыльев бабочки или океанских волн. Все движения спокойные, торжественные.



Currulao

Танец появился на тихоокеанском побережье, собрав африканское наследие колониальной эры. Это парный танец, в котором мужчина борется за внимание женщины, пытаясь ее пригласить на танец. Дело дамы – вежливо и уклончиво отказываться, по крайней мере, не сдаваться сразу. Танцоры чаще всего одеты в белое. В руках у обоих танцоров платок. Мужчина играет им, кружась и пританцовывая вокруг партнёрши, усиливая эффект жестами, вздохами и поворотами. Дама остаётся прохладной к ухаживаниям кавалера и пытается отклониться от него, мягко кружась и помахивая подолом юбки. По сути этот танец-игра очень напоминает кубинскую румбу, однако, курулао — гораздо более плавный.



Bambuco

История этого танца тянется с конца 19 века. Бамбуко традиционно исполняли в регионах колумбийских Анд (Кауко, Бойака, Сантандер дель Норте, Нариньо). В каждом регионе существовала своя собственная вариация, однако в н.20 века профессиональные хореографы постарались выделить единый рисунок танца, который можно увидеть сейчас на праздниках. Ключевые фигуры бамбуко (флирт, ухаживания, поцелуй) показывают процесс завоевания девушки мужчиной. В 1960-е г.г.был официально принят костюм для бамбуко:
— корсет и широкополая юбка с цветочным орнаментом и кружевами для женщины, цветок в голову;
— шляпа, белая/полосатая рубаха и пончо для мужчины. Мужчина может играть с шарфом, а женщина забрать шляпу у кавалера.

Исполняется танец под типле – колумбийский вид гитары и индейскую свирель. Ритмы бабмбуко свободные и весёлые. Популярен на летних фестивалях Сан Педро и Сан Хуан.



Joropo

Cтаринный танец, родившийся в восточных регионах Йано и Коломбо из испанского фанданго и, как ни странно, европейского вальса. Исполняли хоропо на семейных праздниках. Еще в 17 в. Церковь пыталась запретить хоропо, но его танцуют и до сих пор. Женский костюм – короткая и пышная юбка, похожая на экзотический цветок и сандалии. В хоропо звучит арфа и маракасы.

Смысл танца – всё тот же флирт. При исполнении хоропо корпус танцоров остаётся почти неподвижным, в то время как ноги отбивают чёткий и быстрый ритм. Из вальса взято неимоверное количество поворотов. Существует много разновидностей хоропо: центральный, восточный, гуаянский, ййанеро, кирпа и прочие.



Cumbia

Несмотря на обилие и разнообразие фольклорных танцев Колумбии cамым популярным и известным является кумбия. Кумбия – это микс испанской и африканской музыки, зародившейся на Атлантическом побережье, в районе реки Мадалена (регионы Боливар, Кордоба, Сукре, Атлантико и Магдалена). Постепенно танец распространился по всему северному побережью и далее по странам Южной Америки. Сейчас его можно встретить в Аргентине, Перу, Венесуэле, Чили и Мексике.

Танец парный: мужчина ухаживает за дамой, держа одну руку за спиной, а во второй – шляпу, пытаясь пригласить даму на прогулку. Движения мужчины и женщины различаются. Изначально танец родился на празднике свечей Fiesta de la Candelaria, поэтому в оригинальной, фольклорной версии танца женщины одной рукой держат зажжённые свечи, а второй придерживают подол своей юбки. Этими же свечами можно защититься от «ухаживаний» настойчивого кавалера. Движения дамы более мягкие, плавные и сдержанные, она скользит короткими шагами, в то время как мужчина вертится вокруг партнерши, всячески привлекая её внимание, в том числе строя рожицы и задирая ее. Женский костюм: широкополая юбка и блузка, которая может спадать с плеча. Мужчины традиционно одеты в белое с красным платком на шее.

Среди инструментов изначально были: барабаны, маракасы и местные волынки, однако позже к ним присоединился завезенный из Европы аккордеон, и кумбия обрела привычное нынче звучание. Ритм музыки — синкопированный.

Популярность кумбии весьма велика, и ее до сих пор танцуют даже сейчас в ночных клубах. Конечно, костюм и хореография изменились. Причем до такой степени, что под мелодию кумбии люди исполняют шаги из сальсы, но тем не менее вы легко можете услышать эту мелодию на дискотеке.



Salsa caleña (salsa colombiana)

По шагам и звучанию достаточно отличается от привычной нам сальсы кубано настолько, что можно подумать, что это совершенно другой танец. По звучанию в сальсе каленье вы услышите меньше перкуссии и больше духовых инструментов, а именно трубы, что придаёт оркестру чуть старомодное звучание.

Стиль родился в 30-е гг. 20-го столетия и активно развился с середины 50-х гг., когда в г. Кали открылся ежегодный фестиваль Feeria de Cali, проводящийся до сих пор. Пока бедное население танцевало румбу, в более обеспеченные круги прорвался свинг и рок-н-ролл. Со временем стили стали смешиваться, к ним добавились ритмы бугалу (двубитный ритм) и пачанга (или чаранга – по имени оркестра, исполнявшего пачангу), в которых особое внимание уделено именно работе ног. На фестиваль в Кали приезжали звезды эстрады южноамериканского континента, такие как Эктор Лаво и Селия Крус, привнося что-то новое. Нигде столько не танцевали сальсу, как в Кали. В итоге в 80-х гг. город получает звание «мировой столицы сальсы» и удерживает его до сих пор. В Кали много школ сальсы, и, кажется, что весь город только и делает, что танцует.

Сам танец характеризуется сложной и быстрой работой ног в очень энергичном темпе со сложными фигурами и акробатическими поддержками. Танец подходит как для сольных выступлений, так и больших коллективов (что наиболее любимо в Колумбии). Сами колумбийцы на простой дискотеке будут танцевать именно этот вариант сальсы.



Salsa choke (chichoke)

Еще один вид сальсы, зародившийся совсем недавно, в 2008 году в районе Агуабланка на востоке Кали, но, тем не менее, получивший популярность среди молодежи. Похожий ритмами на сальсатон, танец представляет собой перемещение ноги и бедра два раза в каждую сторону с скоординированным движением рук. Это шаг весьма похож на движения в бачате, но с удвоенной скоростью. Танец скорее одиночный или коллективный, чем парный, и вполне подходит для дискотек.



Choque

Впрочем, сальсу чоке не стоит путать с еще одним танцем с практически идентичным названием Choque (отличается написанием). Просто «чоке» – современная вариация танца, известного в 70-х под названием Bumps, где танцоры ударялись друг о друга бедрами (такое движение можно встретить и в бразильском форро, и в других направлениях). Однако современное колумбийское чоке исполняется под ритмичную музыку в стиле реггетон и является довольно неприличной версией Bumps: партнёр ударяется бедрами, коленями, руками, плечами и даже головой о ягодицы ритмично движущейся партнерши. Танец уличный и довольно провокационный.



Vallenato

Очень популярный в Колумбии жанр романтической песни, которая заменяет колумбийцам бачату. Впрочем, многие треки, известные как бачата, на самом деле происходят из колумбийского вайенато (или «вальенато», как можно чаще услышать на русском), и вы удивитесь, услышав знакомые мелодии в немного другом ритме.

Среди инструментов меньше перкуссии, больше ударных. Основные инструменты: каха (ударный), гуачарака (тростниковая трубка с поперечными насечками) и, конечно, аккордеон. Вайенато чуть больше синкопировано, чем бачата. В принципе, под вайенато можно исполнять и движения из бачаты, но всё-таки этот жанр имеет и свою собственную хореографию.

Партнёры стоят, практически обнявшись, и делают два мелких шага вправо и два мелких шага влево. Партнерша крепко обнимает кавалера правой рукой за шею. При этом, как ни странно, бачата, предполагающая менее тесный контакт, считается в городах Колумбии более неприличной, чем вайенато. Сами колумбийцы из больших городов говорят, что они люди страстные, но довольно скромные, чтобы танцевать бачату на публике. А вот жаркий климат побережий располагает к большей свободе: там на дискотеках предпочитают именно бачату, сальсу и реггетон.

Вайенато или «песнь долины» (от исп. valle – долина) может быть, как медленным, рассказывающим о любви к даме сердца с подробным описанием её, так и быстрым, зажигательным. Классиком нынешнего времени в этом жанре считается певец Карлос Вивес.



Zumba

И напоследок. Зумба – это не совсем танец, это скорее танцевально-спортивное направление, родившееся абсолютно случайно в 1999 г. Фитнес-инструктор Альберто Перес, родом из того самого колумбийского города Кали, работал в Майами и на одну из своих тренировок забыл принести диск с музыкой. Пришлось обходиться плей-листом из собственного плеера. Клиентам идея понравилась, и постепенно фитнес под горячие латинские ритмы обрел популярность не только в Майми, но и в половине земного шара. С 2001 года Империя Зумбы стала официальной и разрослась. За определенную плату можно пройти тренировку и стать инструктором зумбы, а также получить на сайте доступ к официальной зумба-хореографии. Ритмы используются энергичные, но самые разные: кумбия, реггетон, сальса, бачата, т.е. всех спектр латинских танцев. Случайная ошибка принесла Бето Пересу мировую славу, миллионам людей – весёлые и полезные тренировки, а колумбийцам – огромную гордость за своего соотечественника.




Текст: Алла Аникина

Нажимая на кнопку ниже, я даю
согласие на обработку персональных данных