1. Сипотегато (Cipotegato); Тарасона (Сарагоса)
Традиция этого праздника, ежегодно проводимого 27 августа, предполагает наличие главного героя, в честь которого праздник и назван. Сипотегато, или, другими словами, шут, в костюме арлекина ровно в полдень начинает своё хаотичное путешествие по улицам городка Тарасона, что в Арагоне. Как только горожане видят его, тотчас начинают швырять в Сипотегато помидоры — это немного напоминает ту самую Томатину. Задача шута — достичь площади Испании, где он взбирается на статую в свою честь, повязать на ней платок и прокричать: «Сипоте, сипоте!» Тем самым Сипотегато объявляет начало праздника, в программу которого входят различные уличные развлечения, танцы на открытом воздухе и даже пенные бои. Всё это продолжается до 1 сентября, однако главный день праздника Сипотегато — 28 августа, когда проводится месса в честь Святого Атилано, покровителя Тортосы.
2. Вендимия (Vendimia); Хумилья (Мурсия)
Как известно, своими винами в Испании славится не только регион Риоха. С древнеримских времён традиции виноделия развиты и на востоке страны — в частности, в Мурсии. В 1972 году группа энтузиастов-виноделов муниципалитета Хумилья положила начало празднованию Вендимии — фестиваля сбора винограда с сопутствующим этому действу весельем в виде запуска фонтана с вином, а также различных дегустаций, мастер-классов, танцев и конкурсов. В программе, например, числятся соревнования по метанию топора и плеванию виноградными косточками. Апофеозом праздника, который обычно проводится в августе, становится грандиозный парад, в ходе которого всех его участников обливают красным вином.
3. Патум (Patum); Берга (Барселона)
На несколько дней в начале лета каталонский городок Берга превращается в царство огня и безудержного веселья. Фестиваль Патум, который здесь проводится, уходит своими корнями в дохристианские традиции празднования дня летнего солнцестояния, однако в наше время приурочен к католическому празднику Тела и Крови Христовых (Corpus Christi). Торжества начинаются в среду, сразу после мессы. По улицам Берги ходят люди, барабанной дробью объявляющие начало Патума (собственно, название праздника и произошло от звука, который издают барабаны). Фестиваль длится пять дней. Его характерная особенность — гигантские куклы, изображающие мифологических существ. Их можно увидеть и на улицах города, и во время представлений — танцев, постановочных сражений. Одна из самых ярких картин — танец демонов с фейерверками, что очень впечатляет визуально, хотя и кажется рискованным стороннему наблюдателю. Патум проводится со среды по воскресенье.
4. Карнавал в Баньесе (Carnaval de La Bañeza); Баньеса (Леон)
Фестиваль, проводимый в муниципалитете Баньеса в Кастилии-и-Леоне, начинается в пятницу, предшествующую Пепельной среде (начало Великого поста), и завершается в ночь первой субботы поста. Большую популярность фестиваль, как форма протеста, получил во время диктатуры Франко, когда в Испании запрещалось скрывать лицо и каким-либо образом менять свою внешность. Жители Баньесы не привыкли проводить конкурсы на лучший костюм — они просто целиком и полностью посвящают себя его выбору и могут появиться в карнавальном наряде, например, в офисе или в любом другом месте, где можно удивить окружающих. В целом же программа карнавала в Баньесе включает в себя много традиционных активностей — от выбора «музы карнавала» до «похорон сардины», известных благодаря карнавалу на Тенерифе. Завершает праздник «Суббота пираньи» — тут с целью добиться эффекта бурлеска переиначили слово «пиньята». Так карнавал в Баньесе благодаря своему стихийному характеру и участникам, вкладывающим всю душу в работу над антуражем, стал настоящим культурным феноменом.
5. Ла-Виханера (La Vijanera); Силио (Мольедо)
В первое воскресенье каждого года в городке Силио, что в Кантабрии, проводится удивительный фестиваль, в котором принимают участие более шестидесяти персонажей. Среди них выделяется Медведь (El Oso) — воплощение зла, которое должно быть уничтожено: поэтому в ходе праздника его «ловят» и «убивают», что символизирует желание начать год с добрыми намерениями. Внимания заслуживают сарамакос (zarramacos) — участники фестивальной процессии, одетые в овечьи шкуры с выкрашенными в чёрный цвет лицами и головными уборами в форме конуса. Они играют роль сил добра, песнями и звоном колокольчиков, привязанных к их наряду, отгоняющих злых духов. Согласно одной из версий происхождения Ла-Виханеры считается, что она восходит к кельтской традиции празднования дня зимнего солнцестояния. Так или иначе, этот фестиваль, проводимый на севере Испании, помогает по-новому взглянуть на встречу Нового года и воспринимать этот период с изрядной долей позитива, подкреплённого сакральными традициями.
Автор: Мария Селезнёва
Фото1, фото2, фото3, фото4, фото5